РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Здоровье – это здорово!»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 1393 «ШКОЛА РОСТ»


«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ»

___________________ А.В.Лопатин

«___»_______________2014г.

Рассмотрено на заседании МО начальных классов ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ»

Протокол №____________

«___»_______________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Здоровье – это здорово!»

1 – 4 КЛАССЫ

Составитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ»
Пушкова Валентина Васильевна
МОСКВА
2014-15 уч.г.
“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”  Гейне
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности “Здоровье – это здорово” (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.
Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит пони мающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!” включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель курса внеурочной деятельности:
укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 20-25 человек.
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий
Для осуществления образовательного процесса по Программе “Здоровье – это здорово!” необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЭОР по тематике курса.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы).
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!” разбита на семь разделов:
“Наша школа”: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
“Здоровое питание”: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
“Бережём здоровье”: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
“Я в школе и дома”: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
“Чтоб забыть про докторов”: закаливание организма;
“Я и мое ближайшее окружение”: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа состоит из четырех частей:
1 класс: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами, их содержащими.
2 класс: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п
Наименование разделов и занятий
Всего, час
теория
практика
Формы контроля

I
Введение. “Наша школа”
4
1
3
 

1.1
Дорога к здоровью
1
 
1
 

1.2
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
1
 
1
 

1.3
Друзья Мойдодыра.
1
1
 
 

1.4
Праздник “Первоклассники – чистюли”
1
 
1
Праздник

II
Здоровое питание
5
2
3
 

2.1
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты!
Конкурс рисунков.
1
1
 
 

2.2
Культура питания. Чаепитие.
1
 
1
 

2.3
Ю. Тувим “Овощи” (инсценировка о правильном питании)
1
 
1
 

2.4
Как и чем мы питаемся
1
1
 
 

2.5
Самые полезные продукты
1
 
1
Викторина

III
Бережем здоровье
7
3
4
 

3.1
Режиму дня мы друзья
2
2
 
 

3.2
Продукты для здоровья
1
1
 
 

3.3
Экскурсия “Сезонные изменения в природе и в жизни человека”
1
 
1
 

3.4
Как обезопасить свою жизнь
1
 
1
 

3.5
День здоровья.
“В здоровом теле – здоровый дух”
1
 
1
 

3.6
Растем здоровыми.
1
 
1
Викторина

IV
Я в школе и дома
6
3
3
 

4.1
Мой внешний вид – залог здоровья
1
1
 
 

4.2
Здоровье зрения
1
1
 
 

4.3
Здоровая осанка
1
 
1
 

4.4
Калейдоскоп подвижных игр.
1
 
1
 

4.5
Правила подготовки домашних заданий
1
1
 
 

4.6
Все болезни победим – быть здоровыми хотим
1
 
1
Игра-викторина

V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
 

5.1
Паспорт здоровья
1
1
 
 

5.2
Что бывает вкусным и полезным?
1
 
1
 

5.3
День здоровья. “Веселые старты”
1
 
1
 


№ п/п
Наименование разделов и занятий
Всего, час
теория
практика
Формы контроля

5.4
“Если хочешь быть здоров”
1
 
1
Круглый стол

VI
Я и мое ближайшее окружение.
3
2
1
 

6.1
Мое настроение. Выставка рисунков.
1
1
 
 

6.2
Вредные и полезные привычки.
2
1
1
Ролевая игра

VII
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”
4
2
2
 

7.1
Безопасное лето (просмотр видео-фильма)
1
1
 
 

7.2
Первая помощь
1
 
1
 

7.3
“Зеленая аптечка”
1
1
 
 

7.4
Чему мы научились за год
1
 
1
Диагностика

 
ВСЕГО:
33
14
19
 





2 класс
№ п/п
Наименование разделов и занятий
Всего, час
теория
практика
Формы контроля

I
Введение. “Наша школа”.
4
1
3
 

1.1
Наши знания о здоровом образе жизни (ЗОЖ)
1
 
1
 

1.2
В городе Здоровейске.
1
 
1
 

1.3
Мой организм – целая планета.
1
1
 
 

1.4
“Что длят здоровья хорошо, а что бывает плохо?”
1
 
1
КВН

II
Здоровое питание.
5
3
2
 

2.1
Основные правила правильного питания.
1
1
 
 

2.2
Этикет. Культура питания.
1
 
1
 

2.3
Из чего варят каши? Как сделать кашу вкусной?
1
1
 
 

2.4
Море для моего здоровья.
1
1
 
 

2.5
Пирамида здорового питания
1
 
1
викторина

III
Бережем здоровье.
7
4
3
 

3.1
Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?
1
1
 
 

3.2
Как закаляться? Обтирание и обливание.
1
1
 
 

3.3
День здоровья
1
 
1
 

3.4
Что такое иммунитет?
1
1
 
 

3.5
Как сохранять и укреплять свое здоровье?
1
 
1
 

3.6
Правила безопасности при занятиях спортом.
1
1
 
 

3.7
Азбука здоровья
1
 
1
Круглый стол

IV
Я в школе и дома
6
3
3
 

4.1
Я и мои одноклассники
1
1
 
 

4.2
Почему устают глаза?
1
1
 
 

4.3
Сколиоз. Как его предотвратить?
1
 
1
 

4.4
Игры и травмы.
1
 
1
 

4.5
Переутомление и утомление
1
1
 
 

4.6
“Умники и умницы”
1
 
1
КВН

V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
 

5.1
Почему мы болеем?
1
1
 
 

5.2
Кто и как защищает нас от болезней?
1
 
1
Круглый стол

5.3
День здоровья
1
 
1
 

5.4
Копилка витаминов. Здоровое питание
1
 
1
конкурс

VI
Я и мое ближайшее окружение.
4
2
2
 

6.1
Такой разный мир людей. Эмоции и чувства.
1
1
 
 

6.2
Вредные привычки
1
1
 
 

6.3
Тренинг “Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным”
1
 
1
 

6.4
Игра “Что? Как” Почему?”
1
 
1
 

VII
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”
4
2
 
 

7.1
Летние опасности.
1
1
1
 

7.2
Как избежать отравлений?
1
 
1
 

7.3
Первая помощь при отравлениях.
1
1
 
 

7.4
Наши успехи и достижения.
1
 
1
Диагностика

 
ВСЕГО:
34
16
18
 


3 класс
№ п/п
Наименование разделов и занятий
Всего, час
теория
практика
Формы контроля

I
Введение. “Наша школа”
4
1
3
 

1.1
“Здоровый образ жизни – что это?”
1
 
1
 

1.2
Принцесса Личная Гигиена.
1
 
1
 

1.3
В гостях у Мойдодыра.
1
1
 
 

1.4
“На острове здоровья”
1
 
1
Игра

II
Здоровое питание
5
2
3
 

2.1
Игра “Барышни и кулинары”
1
 
1
 

2.2
Зависимость физического и психического здоровья человека от правильного питания.
1
 
1
 

2.3
Вредные микробы.
1
1
 
 

2.4
Что такое здоровая пища и как ее приготовить?
1
1
 
 

2.5
“Скатерть – самобранка и здоровье”
1
 
1
КНВ

III
Бережём здоровье
7
3
4
 

3.1
Здоровье и труд человека
1
1
 
 

3.2
Чудесный труд головного мозга
1
1
 
 

3.3
День здоровья
1
 
1
 

3.4
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
1
 
1
 

3.5
Беседа “Как сохранить и укрепить свое здоровье”
1
1
 
 

3.6
Экскурсия “Природа – источник здоровья”
1
 
1
 

3.7
“Мое здоровье в моих руках”
1
 
1
Викторина

IV
Я в школе и дома
6
2
4
 

4.1
Мой внешний вид – залог здоровья”
1
1
 
 

4.2
“Как аукнется, так и откликнется” – беседа
1
1
 
 

4.3
Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички”
1
 
1
 

4.4
“Зрение – окно в мир, бесценный дар”
1
 
1
 

4.5
Гигиена правильной осанки
1
 
1
 

4.6
“Здоровьеспасатели, вперед”
1
 
1
Викторина

V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
 

5.1
Ответственное поведение. Правила пребывания в незнакомых местах.
1
1
 
 

5.2
Движение – это жизнь
1
 
1
 

5.3
День здоровья
1
 
1
 

5.4
“Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности”
1
 
1
Фестиваль полезных домашних заготовок

VI
Я и мое ближайшее окружение.
4
2
2
 

6.1
Мир увлечений школьника
1
1
 
 

6.2
“И снова о вредных привычках” Профилактическая беседа.
1
1
 
 

6.3
Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Инсценировка. А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
1
 
1
 

6.4
Интересное в мире здоровья
1
 
1
Научно-практическая конференция

VII
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”
4
1
3
 

7.1
Безопасность при любой погоде
1
1
 
 

7.2
Секреты лесной аптеки
1
 
1
 

7.3
“Не зная броду, не суйся в воду” – игра
1
 
1
 

7.4
Чему мы научились за год
1
 
1
Диагностика

 
ВСЕГО
34
12
22
 

4 класс
№ п/п
Наименование разделов и занятий
Всего, час
теория
практика
Формы контроля

I
Введение “Наша школа”
4
1
3
 

1.1
“Здоровый образ жизни и мое здоровье”
1
 
1
 

1.2
Что нужно знать о личной гигиене?
1
 
1
 

1.3
Занятия физкультурой. Их влияние на здоровье школьника.
1
1
 
 

1.4
Познай себя. Как воспитывать в себе сдержанность.
1
 
1
Круглый стол

II
Здоровое питание
5
3
2
 

2.1
Секреты правильного питания
1
1
 
 

2.2
Здоровая пища для всей семьи
1
 
1
 

2.3
Пища наших предков. Современное меню для здоровья.
1
1
 
 

2.4
Здоровое питание. Дневной рацион школьника.
1
1
 
 

2.5
“Умеем ли мы правильно питаться?”
1
 
1
Викторина

III
Бережем здоровье
7
4
3
 

3.1
Что должно быть в домашней аптечке?
1
1
 
 

3.2
“Мы за здоровый образ жизни”
1
1
 
 

3.3
Как вести себя, когда что-то болит?
1
1
 
 

3.4
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос
1
 
1
 

3.5
Как избежать искривления позвоночника
1
 
1
 

3.6
Здоровье человека во время отдыха
1
1
 
 

3.7
Моя ответственность за мое здоровье.
1
 
1
Викторина

IV
Я в школе и дома
6
3
3
 

4.1
“Режиму дня мы друзья”
1
1
 
 

4.2
“Знайте правила движенья, как таблицу умноженья”
1
1
 
 

4.3
Чувства и поступки. Учимся находить причину и последствия событий
1
 
1
 

4.4
Дружба. Кто может считаться настоящим другом? Как дружить в школе.
1
 
1
 

4.5
Мода и школьные будни.
1
1
 
 

4.6
Делу время – потехе час.
1
 
1
Игра-викторина

V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
 

5.1
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
1
1
 
 

5.2
День здоровья
1
 
1
 

5.3
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами и газом.
1
 
1
 

5.4
Если ты ушибся или порезался. Первая помощь
1
 
1
 

VI
Я и мое ближайшее окружение.
4
2
2
 

6.1
Жизненный опыт человека
1
1
 
 

6.2
Почему некоторые привычки называются вредными?
1
1
 
 

6.3
Что делать, если не хочется в школу. Школа и настроение.
1
 
1
 

6.4
Интересное в мире здоровья.
1
 
1
Научно-практическая конференция

VII
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”
4
2
2
 

7.1
Опасности вокруг меня
1
1
 
 

7.2
Игра “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”
1
 
1
 

7.3
Культура здорового образа жизни. Беседа
1
1
 
 

7.4
“Умеем ли мы вести здоровый образ жизни”?
1
1
 
Диагностика. Книга здоровья

 
ВСЕГО:
34
16
18
 









Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Большая книга правил для воспитанных детей
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992
















13PAGE \* MERGEFORMAT14815








Заголовок 215