Статья на тему Информационные технологии в образовательном процессе


Информационные технологии в образовательном процессе.
Разработка стратегии и тактики работы учителя информатики в современной школе по эффективному использованию информационных технологий в образовательном процессе сегодня стоит на довольно низком уровне, набор различных методик, технологий и приёмов довольно широк и разнообразен, но количество не всегда переходит в качество.
Как писал в своих рубайях знаменитый поэт древности Омар Хайям: «Вино запрещено, но есть всего три, но, когда, и с кем, и в меру ль пить вино, при соблюдении сих трёх условий, всем здравомыслящим вино разрешено», другими словами не количество технологий, применяемых учителем на уроке важно в первую очередь, а их рациональное применение.
Мы часто забываем о том, что личность учителя, его эмоциональный дух в первую очередь определяет будет та или иная технология эффективна на уроке. У одного технология работает, у другого нет. В этой связи вспоминается знаменитая в Советском Союзе книга «Куда и как исчезли тройки» и её автор В.Ф.Шаталов. В своё время это была практически революционная методика, если её экстополировать на современное время, то её смело можно назвать информационной по своей сути и подходам, и методика работала, дети показывали прекрасные знания, с удовольствием учились и…технология дальше того, что некая плеяда учителей с гордостью бия себя в грудь заявляла: «Я работаю по методике Шаталова», не пошла, то же ожидало и методику Амонашвили и других ярких представителей педагогического цеха. Вся проблема была в том, что технологии то технологиями, но строились они в большей части своей на харизме, личности преподавателя, а как только попадали в руки человека с другим эмоциональным психоипом сразу давали сбой и на выходе результат был довольно удручающим.
Поэтому на основании всего вышесказанного, наверное, стоит разбить технологии по тому к каким предметам они более применимы, например:
Личностно- ориентированное обучение. Применять на уроках русского и казахского языка, литературы, биологии, химии, географии, иностранного языка, технологии, истории, литературы.
Информационно- коммуникационные технологии: Математика, иностранный язык, биология, химия, технология, история, информатика, окружающий мир, чтение.
Проектно-исследовательская технология: Иностранный язык, химия, технология, информатика.
Здоровьесберегающие технологии: На всех уроках.
Блочно-модульная технология: Биология, иностранный язык, физика, история, обществознание, математика.
Игровые технологии: На всех уроках в начальной школе, краеведение, география, история, иностранный язык.
Метод проектов - это педагогическая технология, одна из форм проблемного обучения в своём воплощении показывает, что применима по многим темам и разделам предмета. Простой вопрос учащегося: «Хочу купить модем, какой посоветуете?» Может превратится в целый исследовательский проект, в котором кстати нужно сразу обратить внимание учащихся на то как взаимосвязаны между собой казало бы такие разные отрасли наук и производства как (задания по проекту), 1 группа – экономика: какой диапазон цен в нашем посёлке, ближайшем городе, интернет магазинах (например, «Белый Ветер») гарантийное обслуживание, возможность кредита, 2 группа-технология: наличие работоспособных частот, покрытие, количество портов, наличие Wi-Fi, 3 группа-социальная: опрос людей, знакомых, соседей о наличии у них разных моделей модемов, посещение форумов, чатов и т.д. Главное вовлечь детей в цепочку: Хочу, Проблема, Поиск, Выводы, Решение, где как результат можно применить на практике, эмоционально получить опыт деятельности – который станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.