Портфолио старшеклассника. Профессиональное самоопределение.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Расскажи о себе Фамилия, имя, отчество _______________________ ______________ _ Д ата рождения _______________________ Класс_________ ________ _ Дата заполнения __________________ Внеклассная деятельность (кружки, секции и т. д.) ________________ ____________________________________________________________ Что тебе больше всего нравится делать в свободное время? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие фильмы, телепередачи ты предпочитаешь смотреть? ____________________________________________________________ _________________ ___________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какая музыка тебе больше всего нравится? ______________________ _________________________ ___________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Что ты обычно читаешь в свободное вр емя (помимо школьной программы)? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ________________________________________ ____________________ Твои увлечения (хобби)? ____________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие учебные предметы нравятся (почему)? ____________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие учебные предметы не нравятся (почему)? __________________ ________ ____________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие профессии тебя привлекают (почему)? _____________________ ________________ ____________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Уровень образования, которое ты хочешь получить (подчеркни):  высшее;  среднее профессиональное;  начальное профессиональное. Мои жизненные ценности Успех в жизни для каждого человека определяется его жизненными ценностями. Для одного это семья, для другого – профессиональная карьера. Тебе предлагается подумать над собственными жизненными и учебными целями, жизненными ценностями. Для этого выбери, пожалуйста, из представленного списка самые важные для тебя ценности (можешь самостоятельно дополнить этот список) и проранжируй их по степ ени значимости. 1. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). 2. Творчество (возможность творческой деятельности). 3. Удовольствия, развлечения, отсутствие обязанностей. Приятное проведение вр емени. 4. Здоровье (физическое и психическое). 5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). 6. Семья, дети и забота о них. 7. Наличие хороших и верных друзей. 8. Власть и карьера. 9. Интересная работа. 10. Активная деятельная жизнь. 11. Жизненная мудрость. 12. Свобода, самостоятельность и независимость суждений и поступков. 13. Равенство как отсутствие унижения и равные возможности для всех. 14. Уверенность в себе, гордость. 15. Познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития. 16. Общественное признание как уважение окружающих. 17. Развитие как постоянное духовое и физическое совершенствование. 18. Общая обстановка в мире, стране, обществе, сохранение благополучия каждого. 19. Острота ощущений и риск. Мои жизненные ценности: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ 4. ______________________________________________________ 5. _ _____________________________________________________ 6. ______________________________________________________ 7. ______________________________________________________ Жизненные ценности – это ориентиры в жизни. Они помогают ставить перед собой жизненные цели и следовать им. Теперь поработаем над целями. Мои жизненные и учебные цели Цели бывают:  Долгосрочные (жизненные цели).  Среднесрочные (на ближайшие 5 лет).  Краткосрочные (до 1 года). Пожалуйста, сформулируй и запиши свои цели, указав предполагаемые сроки их достижения. Мои цели Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные  Учеба  Хобби  Общение  Здоровье, красота И т. д. Помни, что успех, достижение чего - либо зависит от многих хорошо продуманных мелочей. Поэтому продумай конкретный план действий и четко следуй ему для достижения поставленных целей. Баланс личных успехов и неудач Вспомни и запиши в табличку самые важные для тебя достижения и успехи в последнее время, и укажи, что помогло тебе этого достичь. Далее проанализируй то, чего тебе не удалось добиться. Почему не удалось? Как ты это преодолел или планируешь преодолевать? Личный баланс Успехи Неудачи Крупные успехи Какие способности помогли Крупнейшие неудачи Каких способностей не хватало Как преодолел неудачу 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. Планирование План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. И. Ожегов «Словарь русского языка» Действительно, если мы заранее продумаем и подготовим пути, сроки и способы решения различного рода проблем (например, в учебе), то мы не только сэкономим время (иногда очень много времени), но и можем рассчитывать на удачный исход дела и хорошее настроение. Проблемы сами собой не разрешаются. Помни: мы устаем от несделанных дел. Планирование выглядит примерно так: 1. В правой верхней части прямоугольника поставь точку или восклицательный знак. Напиши то, к чему стремишься, какой цели хочешь добиться. 2. В левой нижней части прямоугольника поставь точку. Это отправная точка, на которой ты сейчас находишься. Подумай, какими ресурсами ты в настоящий момент располагаешь. 3. Теперь тебе предстоит наметить определенные шаги, необходимые для достижения цели. Приблизительно сколько их будет? 4. Обозначь ступенями эти шаги так, чтобы последняя ступень подвела тебя к намеченной цели (точке или восклицательному знаку). 5. Над каждой ступенью напиши содержание конкретного шага. Что ты будешь делать сначала, что по том и т. д. 6. Под каждой ступенькой напиши дату (обозначь сроки преодоления данной ступеньки). Удалось ли тебе достигнуть цели? Соответствует ли полученный результат поставленной цели? ___________________________________________________________ _____ ______________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Если цель не достигнута, чего не хватило для ее достижения? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В данном случае подкорректируй свой план или составь новый. Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках Проанализируй свою учебную ситуацию. Подумай и оцени: насколько хорошо ты учишься, насколько хорошо ты себя чувствуешь и насколько тебе интересно учиться по предметам, представленным в анкете. Предмет Как я учусь? Как я себя чувствую? Насколько мне интересно? Всегда хорошо Иногда хорошо, иногда плохо Всегда плохо Всегда хорошо Иногда хорошо, иногда плохо Всегда плохо Всегда интересно Иногда интересно, иногда нет Никогда не интересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Русский язык Литература Алгебра Геометрия Физика Информатика Экономика География Иностранный язык Химия Биология История Право Физкультура Музыка Если анализ учебной ситуации по некоторым предметам тебя не порадовал, подумай над тем, что ты сам можешь изменить в лучшую сторону (см. «Планирование»). Эссе «Профиль обучения и моя будущая профессия» Эссе предполагает высказывание автором личного отношения, собственной позиции по тому или иному вопросу. В данном случае тебе предлагается выразить свою точку зрения на то, как необходимо выбирать профиль обучения, что необходимо при этом учитывать (вспомни, что ты делал ранее на страницах портфолио), связан ли выбор профиля обучения с профессиональным самоопределением, каким образом? Обрати внимание на свои сильные стороны, а также личные цели и ценности. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________ ____________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________ _________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ________________________________________________ __________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________ ___________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Мои учебные результаты Если ты выбрал в качестве одного из вариантов продолжение обучения в 10 классе, то тебе необходимо определить свой средний балл по профильным предметам для каждого профильного класса. Заполни, пожалуйста, приведенную ниже таблицу. Подсчет производится в конце каждой четверти по итоговым оценкам. Профиль класса Профильные предметы 1 четверть Средний балл 2 четверть Средний балл 3 четверт ь Средний балл 4 четверть Средний балл Итоговая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ХИМИКО - БИОЛОГИЧЕСКИЙ Биология Химия Физика Английский язык Русский язык ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ Русский язык Литература Английский язык МХЛ Алгебра Геометрия ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ Алгебра Геометрия Физика Информатика Английский язык Русский язык Обзор вариантов образовательного маршрута: школы, средние профессиональные учебные заведения Какие у тебя есть варианты образовательного маршрута? Во - первых, обучение в 10 профильном классе. По окончании школы тебе предстоит преодолеть своеобразный «Эверест» – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Успешно пройдя это испытание, ты сможешь поступит ь в высшее учебное заведение. А что если не получится благополучно перейти эту «горную вершину»? Это приведет к потере времени! Придется все начинать сначала. Есть и другой образовательный маршрут: поступить в колледж или техникум после 9 класса. Данный путь позволяет обойти ЕГЭ. Девятикласснику не нужно приносить сертификаты в колледж или техникум, нужно сдавать определенные экзамены. Ты сможешь приобрести профессию и в дальнейшем выбрать трудовую деятельность или продолжить обучение в ВУЗе по данной сп ециальности (поступить на 2 или на 3 курс при условии хорошей учебы, конечно же). Помни : у тебя есть выбор! Рассмотри каждый из имеющихся вариантов образовательного маршрута. Общеобразовательные школы бывают: Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики, музыки, искусства… Общеобразовательная школа с гимназическими (лицейскими) классами. Общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования. Условия приема : экзам ены или собеседование, или конкурс аттестатов. Сроки обучения : 2 года. Частная школа Возможен индивидуальный подход, в том числе в соответствии с традициями и религией своего народа, ориентацией на обучение одаренных детей и др. Гимназия Вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Гимназия обеспечивает подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исслед овательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Обучение в гимназии начинается с 5 класса. Обратите внимание! В отличие от лицея – школы в профессиональном лицее Вы получите пов ышенный уровень профессионального образования. Профессиональный лицей Лицей – школа с повышенным уровнем обучения Пример : Профессиональный лицей информатики и компьютерной техники. Условия приема : экзамены, конкурс аттестатов. Лицей готовит специалистов среднего профессионального образования по 2 специальностям: 1. Техник - программист. «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Сроки обучения : 3 года. Профессия начального профессионального образования «Оператор ЭВМ». 2. Техник - наладчик. «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Сроки обучения : 4 года. Профессия начального профессионального образования «Радиомеханик по ремонту и обслуживанию вычислительной техники» Лицей – вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Лицей обеспечивает профильную подготовку в 8 – 11, 9 – 11, 10 – 11 классах и, по решению городского орган а управления образованием, 7 – 11 классов. Обучение в лицее ориентировано на формирование у учащихся навыков самостоятельной проектной и научно - исследовательской деятельности. Главное отличие гимназии от лицея – это ориентация на гуманитарное образование в гимназиях и на естественно - научное в лицеях Условия приема : экзамены, конкурс аттестатов, собеседование. Сроки обучения : 4 – 5 года. Возможности дальнейшего обучения : обучение совместно с вузами обеспечивает ускоренное получение высшего образования. Пример : Санкт - Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Условия приема – экзамены: – на базе 9 класса: диктант и математика (устно); – на базе 11 класса: сочинение и математика (устно). Сроки обучения: – на базе 9 класса: 3 года 10 месяцев; – на базе 11 класса: 2 года 10 месяцев. В техникуме ведется подготовка по следующим специальностям : «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте» (прием на базе 9 класса; после окончания присваивается квалификация техник ); «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог» (прием на базе 9 класса; после окончания присваивается квалификация техник ); «Электроснабжение на железнодорожном транспорте» (прием на базе 9 класса; после окончания пр исваивается квалификация техник ); «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте» (прием на базе 9 класса; после окончания присваивается квалификация техник ); «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (прием на базе 9 класса; после окончания присваивается квалификация техник ). Преимущества : студенты бюджетного отделения, успевающие на «4» и «5» получают стипендию, дотацию на питание, месячн ые проездные билеты на городской транспорт по льготной цене, во время летних каникул – бесплатный железнодорожный билет до любой станции СНГ и обратно. Условия приема : экзамены, собеседование, конкурс аттестатов. Сроки обучения : 4 – 5 лет. Возможности даль нейшего обучения : обучение совместно с вузами обеспечивает ускоренное получение высшего образования. Пример : Санкт - Петербургский высший педагогический колледж № 4. Условия приема – экзамены (после 9 класса): – русский язык (диктант); – русский язык и л итература (устно); – собеседование. Сроки обучения : – педагогический лицей (на базе 9 класса) – 2 года 9 месяцев; – педагогический колледж (после педагогического лицея) – 3 года 9 месяцев. В колледже ведется подготовка по следующим специальностям : Дошко льное образование. Психология. Социальная педагогика. Иностранный язык. Организация воспитательной деятельности. Выпускники колледжа пользуются льготами при поступлении в РГПУ имени А. И. Герцена. Какой вариант образовательного маршрута тебе ближе всего, интереснее. Выскажи, пожалуйста, свое мнение. _______________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ___________________________________________________ _________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ __ __________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ______________ ______________________________________________ Мой выбор Мой выбор образовательного маршрута заключается в том, что... Я хочу учиться: основной вариант – _________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ запасной вариант – __________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Потому , что... _____________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ __________________ __________________________________________ ____________________________________________________________ Я буду поступать: основной вариант – _________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ запасной вариант – __________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Потому, что... _____________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ___________________ _________________________________________ ____________________________________________________________ ТЕСТ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» (модифицированный вариант, 42 вопроса) Инструкция. Вам предлагаются вопросы для определения сферы Ваших интересов. К ним задается единый вопрос: Нравится ли вам? Любите ли вы? Хотели бы вы? (Заниматься тем, с чем вы еще не сталкивались.) На листе ответов в клетке, соответствующей номеру вопроса, поставьт е, пожалуйста: +++ ++ + 0 – – – – – – если Вам очень сильно нравится то, о чем спрашивается в вопросе; если Вам нравится; если скорее нравится, чем не нравится; не могу определиться, все равно; скорее не нравится, чем нравится; не нравится; очень сильно не нравится. Если Вам захочется выразить еще сильнее свое отношение к каким - то вопросам, Вы можете увеличить количество плюсов (в случае, если Вы в восторге от какого - то занятия) или минусов (если Вы испытываете отвращение). 1. Знакомиться с жизнью раст ений и животных из научно - популярных книг, телевизионных передач и т. д. 2. Находить химические явления в природе, производить опыты по химии (готовить растворы, взвешивать реактивы), следить за ходом химических реакций. 3. Проводить опыты по физике. 4. Мн ого работать с компьютером, осваивать Интернет и т. д., не обращая внимания на последствия для здоровья. 5. Интересоваться экономическими показателями работы предприятий, банков, компаний. 6. Читать художественную литературу на иностранном языке. 7. Читат ь научно - популярную литературу о математических фокусах и занимательных задачах. 8. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших детей, участвовать в разрешении конфликтов. 9. Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами. 10. Уроки по темам анатомии и физиологии человека, в том числе изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути лечения. 11. Наблюдать за поступками поведением, жизнью других людей, всегда быть в курсе всех событий, происходящих вокруг вас. 12. Стремиться разбираться в себе самом и окружающих: мотивах поведения, недостатках и достоинствах, темпераменте и характере. 13. Читать книги об исторических событиях, исторических деятелях, изучать историю различных народов и государств. 14. Читать классиков отечественной и зарубежной литературы, собирать библиотеку из любимых книг. 15. Наблюдать за ростом и развитием растений или животных, вести записи наблюдений. 16. Заниматься в химическом кружке или факультативе. 17. Заниматься в физическом кружке или факультативе. 18. Изучать языки программирования. 19. Точно вести расчет своих денежных доходов и расходов, хорошо ориентироваться в ценах, знать ситуацию на рынке товаров и услуг. 20. Заниматься иностранным языком, работать с иностранным словарем. 21. Заниматься в математическом кружке. 22. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть, применяя при этом «психологические хитрости». 23. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, пом огать в чем - либо. 24. Наблюдать и ухаживать за больными и старыми людьми, выслушивать их жалобы, оказывать им помощь, облегчать их состояние. 25. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать; вести личный дневник о своих впечатлениях на события дня. 26. Помогать людям принимать решения в сложных, кризисных ситуациях, используя для этого психологические тесты, групповые игры и другие методы психологии. 27. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры. 28. Писать сочинени я по литературе, читать литературно - критические статьи. 29. Выращивать в саду или огороде растения, растить животных, ухаживать за ними. 30. Участвовать в олимпиадах по химии, решать сложные задачи, заниматься химическими экспериментами. 31. Участвовать в олимпиадах по физике, решать сложные задачи. 32. Самому писать компьютерные программы. 33. Интересоваться бизнесом, пытаться писать бизнес - планы, понимать вопросы ценообразования заработной платы, организации труда. 34. Заниматься на курсах иностранного языка, чтобы легко разговаривать на любые темы с носителем этого языка. 35. Решать сложные задачи по математике, участвовать в математических олимпиадах. 36. Работать в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации следственном отделе милиции. 37 . Шествовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем - либо вопросы воспитания детей. 38. Работать в поликлинике, больнице, аптеке. 39. Участвовать в диспутах, дискуссиях, дебатах. 40. Стремиться принимать людей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками, быть тактичным и внимательным. 41. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы. 42. Заниматься в литературном кружке, работать с литературными источниками, вести дневник впе чатлений о прочитанном, писать статьи. Примечание . Представлен адаптированный вариант теста «Карта интересов» Гламштока А. Е. Бланк Фамилия, имя _________________________ Дата _______________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 «+» « – » сумма Обработка В бланке 14 столбцов . Они соответствуют определенным направлениям (см. ключ). Подсчитайте количество плюсов и минусов в каждом столбце. Например, в первом столбце в трех ячейках вы проставили 4 «+» и один « – ». Из четырех плюсов вычитаете один минус и у вас получается сумма «три»: 4 + ( – 1⤀ = 3. Например, во втором столбце в трех ячейках у вас 1 «+» и 5 « – », то сум ма равна минус четырем: 1 + ( – 5) = – 4. 1 ++ 2 – – – 15 ++ 16 – – 29 – 30 + «+» 4 1 « – » – 1 – 5 сумма 3 – 4 Анализируем только положительные суммы, то есть те направления, которые нам интересны (в какой степени интересны). Ключ к тесту 1. Биология. 2. Химия. 3. Физика. 4. Информатика, программирование. 5. Экономика. 6. Иностранные языки. 7. Математика. 8. Право. 9. Педагогика. 10. Медицина. 11. Журналистика. 12. Психология. 13. История. 14. Литература. Тест Дж. Голланда «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕСС ИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧН ОСТИ» Инструкция : Вам предлагается 30 пар профессий. Из каждой пары вам необходимо выбрать только одну, учитывая свои возможности работать по данной профессии, и обвести букву, которая соответствует данной профессии. По окончании теста подсчитайте количество обведенных букв Р, И, О, С, П, А и запишите в таблицу внизу бланка. Бланк № п/п Вариант А Вариант Б 1 2 3 1 Автомеханик Р Физиотерапевт С 2 Специалист по защите информации И Логистик П 3 Оператор связи О Кинооператор А 4 Водитель Р Продавец С 5 Инженер - конструктор И Менеджер по продажам П 6 Диспетчер О Дизайнер компьютерных программ А 7 Ветеринар Р Эколог С 8 Биолог - исследователь И Фермер П 9 Лаборант О Дрессировщик А 10 Агроном Р Санитарный врач С 11 Селекционер И Заготовитель сельхозпродуктов П 12 Микробиолог О Ландшафтный дизайнер А 13 Массажист Р Воспитатель С 14 Преподаватель И Предприниматель П 15 Администратор О Режиссер театра и кино А 16 Официант Р Врач С 17 Психолог И Торговый агент П 18 Страховой агент О Хореограф А 19 Ювелир - гравер Р Журналист С 20 Искусствовед И Продюсер П Окончание табл. 1 2 3 21 Редактор О Музыкант А 22 Дизайнер интерьера Р Экскурсовод С 23 Композитор И Арт - директор П 24 Музейный работник О Актер театра и кино А 25 Верстальщик Р Гид - переводчик С 26 Лингвист И Антикризисный управляющий П 27 Корректор О Художественный редактор А 28 Наборщик текстов Р Юрисконсульт С 29 Программист И Брокер П 30 Бухгалтер О Литературный переводчик А Р И О С П А Как работать с ключом к тесту? Каждая профессии в тестовом материале соответствует одному из шести типов личности. В ключе указано, какая именно профессия какому типу личности соответствует. Например, на вопрос № 1 респондент выбирает «вариант А». Как видно из ключа, эта профессия соответствует Реалистическому типу личности. Добавляем один балл в пользу Реалистического типа личности. Если бы он выбрал «вариант Б», то в соответствии с Ключом к тесту нужно б ыло бы добавить один балл в пользу Социального типа личности. Обозначения в ключе соответствуют первой букве типа личности: Р – Реалистический, С – Социальный и т. п. Обработка результатов теста 8 – 10 баллов – ярко выраженный тип; 5 – 7 баллов – средне выраж енный тип; 2 – 4 баллов – слабо выраженный тип. Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходи мо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно - психического напряжения. Интерпретация результатов теста 1. Реалистический тип (Р). Люди, относящиеся к этом у типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люд и реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы : интеллектуальный и офисный. Противоположный тип : социальный. 2. Интеллектуальный (И). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них мо жет быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы : реалистический и артистический. Противоположный тип : предпринимательский. 3. Социальный (С). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы : артистический и предпринимательский. Противоположный тип : реалистический. 4 . Офисный (О). Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между чис лами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работ е, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы : реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический. 5. Предпринимательский (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сл ожной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации в нимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы : офисный и социальный. Противоположный тип : исследоват ельский. 6. Артистический (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие ти пы : интеллектуальный и социальный. Противоположный тип : офисный. Тест «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕСС ИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ » В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т. д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или не желания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростк ов профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работе) в определенной профессиональной сфере. Все описанные в опроснике виды деятельно сти, соотносятся с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер: – Ч – З (человек – знак); – Ч – Т (человек – техника); – Ч – П (человек – природа); – Ч – Х.О. (человек – художественный образ); – Ч – Ч (человек – человек). Инструкция . Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2): 1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе: – делаю, как правило, хорошо – 2 балла; – делаю средне – 1 балл; – делаю плохо , совсем не умею – 0 баллов. 2. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали: – положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла; – нейтральные (все равно) – 1 балл; – отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов. 3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу: – да – 2 балла; – все равно – 1 балл; – нет – 0 баллов. Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку табли цы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы . Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос. Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что - то одно, то именно его Вы и оцениваете тр емя оценками. Работайте внимательно, не спешите! Бланк ответов № Ч – З № Ч – Т № Ч – П № Ч – Х. обр № Ч – Ч 1 (У) 2 (О) 3 (Ж) 1 (У) 2 (О) 3 (Ж) 1 (У) 2 (О) 3 (Ж) 1 (У) 2 (О) 3 (Ж) 1 (У) 2 (О) 3 (Ж) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Обработка результатов Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо: 1. Ч – З; 2. Ч – Т; 3. Ч – П; 4. Ч – Х.О.; 5. Ч – Ч. В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах: 1. Оценка своих умений. 2. Оценка своего эмоционального отношения. 3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения. Подсчитайте общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные п редпочтения». В результате этого подсчета вы имеете наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений, эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (ви ду деятельности). Оценка результатов Сравнение и выбор предпочтительной профессиональной сферы или нескольких сфер вы делаете на основе сопоставления, во - первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение» ⠀ 3(ж )). Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере. Суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2( о ) и 3( ж ) шкалам сочетаются количественно с вашими реальными умениями, то есть с одной оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10 - 12 - 11 благоприятнее, чем соотношение 3 - 18 - 12. Предпочтение в первом примере более обоснованны наличием соответствующих умений. Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые вы дали наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во - первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу д о некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч – З может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид - переводчик), с математическими зн аками (программист, математик, экономист). Во - вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч – Ч и Ч – З), модельер (Ч – Х.О. и Ч – Т) и т. д. Вопросник Умею, могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу) 1. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы. 2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быт у (замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл). 3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие - либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.). 4. Писать стихи, п розу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко. 5. При общении с людьми одерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми. 6. Из круп ных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты. 7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек. 8. Собирать коллекции растений, изучать их различные вид ы. 9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты). 10. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т. п. ясным, легко понятным каждому языком. 11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге. 12. По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие – кулинарное, швейное, модель, деталь и пр. 13. Разбираться в особенностя х развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений. 14. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры. 15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней. 16. Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править. 17. Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий. 18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким - либ о животным: кормить, чистить, лечить, обучать. 19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых. 20.Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр. 21. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическ ую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы. 22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т. п) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно. 23. Специально наб людать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения. 24. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу. 25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, то есть понима ть причины его поступков, видеть «истинное лицо», часто скрытое за внешним поведением. 26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности. 27. Выпол нять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве. 28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их характерных внешних признаках и п овадках. 29. Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров. 30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами. 31. Работать с инф ормацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики. 32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: логической, технической, конструкторской и т. п. 33. Изучать строени е «живой ткани» и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств. 34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда. 35. Организовывать коллективные ве чера, походы и другие мероприятия. 36. Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы. 37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах. 38. При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, сопри косновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др. 39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий. 40. Руково дить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения. 41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки. 42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике. 43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов. 44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное. 45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или мал ознакомыми людьми. 46. Тщательно выполнять «бумажную работу»: писать, чертить, вычислять, проверять и т. п. 47. Работать на ЭВМ, решать какие либо задачи с помощью дисплея. 48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучен ие животного или растительного мира. 49. Настойчиво и терпеливо «отделывать», обтачивать, переделывать и т. п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте. 50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говор ить без «бумажки»).