Технологическая карта урока литературы Зимняя дорога в изображении А.С.Пушкина в 5 классе


Технологическая карта урока литературы в 5 А классе
Тема урока Зимняя дорога в изображении А.С.ПушкинаТип урока Урок открытия нового знания.
Цель деятельности учителя Формирование способности учащихся к новому способу действия (исследованию текста).
Ученик научится вдумчивому чтению с элементами анализа текста.
Ученик получит возможность увидеть сложность и неоднозначность образа дороги в стихотворении, интерпретировать текст.
Планируемые результаты Предметные:
Освоить элементы анализа текста.
Извлекать информацию, представленную в художественном тексте для выявления основного мотива стихотворения (мотива одиночества, печали, тоски)
Строить рассуждения. Метапредметные:
Совместно с учителем формулировать цель урока.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Личностные:
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Организационная структура (сценарий) урока
Основные этапы урока Деятельность учителя
Задания, необходимые для достижения планируемых результатов Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.
Ребята, начать урок мне хотелось бы с пословицы: «Жизнь – полосатая: смотря в какую полосу попадешь».
Как вы понимаете эту пословицу?
За долгие годы человеческой жизни с каждым многое случается – и плохое, и хорошее. И надо быть терпеливым, уметь стойко все переносить.
Как вы думаете, откуда появилась такая ассоциация «полосатый жизненный путь»?
Слайд 1
Раньше, когда большинство населения России было неграмотным, вдоль дорог стояли не указатели, а столбики, отмеряющие версты. Столбики красили в полоску, чтобы в любую погоду и любое время их было видно.
Л: самоопределение.
Р: целеполагание.
К: планирование учебного сотрудничества.
Актуализация знаний через пробное учебное действие. Работа с иллюстрациями.
На картинах русских художников, посвященных дороге, отражена любовь к бедным селениям и неяркой природе.
Прием «Ассоциация»
Какой вам представляется зимняя дорога? Подберите к этому словосочетанию ассоциации: прилагательные, существительные.
К: учет разных мнений.
П: использование символических средств для решения задач.
Целеполагание Возможность открыть что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня, продолжая изучать произведения А.С.Пушкина, предлагаю вам еще раз обратиться к стихотворению «Зимняя дорога».
Почему еще раз? (Читали в начальной школе).
Значит, наша цель … исследовать стихотворение и попытаться открыть что-то новое в его содержании.
Содержание стихотворения знакомо, и какова зимняя дорога в изображении А.С.Пушкина – вопрос, над которым я предлагаю подумать на уроке.
Слайд 2
Тема «Зимняя дорога в изображении А.С.Пушкина».
Определение цели и задач учебной деятельности совместно с учителем. Л: самоопределение.
Р: целеполагание.
К: планирование учебного сотрудничества.
Выразительное чтение. Восприятие стихотворения. Индивидуальное задание
Выразительное чтение стихотворения.
Какое настроение передается в стихотворении?
Покажите свои рисунки, в которых вы попытались передать восприятие стихотворения.
Постановка учебных задач для решения их группой. Слайд 3
Работа с текстом. Самостоятельная работа по группам.
1 группа
Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?
2 группа
Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги.
3 группа
Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их?
4 группа
Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения? Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? О чем поет ямщик?
5 группа
Найдите ответы в статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».
Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе? Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы? С кем поэт сопоставляет состояние природы? Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?
Прочитайте ответы.
6 пара
Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах?
7 группа
Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?
Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?
Работа по группам по специальным заданиям для исследования текста
Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Р: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнера.
П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Результаты работы в группах. Выступления и обсуждения. Послушаем группы, познакомимся с результатами их труда. Оценим работу.
1 группа
Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?
2 группа
Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).3 группа
Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).4 группа
Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?
Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? О чем поет ямщик? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика, о доме, о близких).
5 группа
Найдите ответы в статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».
Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе? (1 абзац)
Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?
С кем поэт сопоставляет состояние природы?
Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?
Прочитайте ответы.
6 пара
Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).Слово учителя.
Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о возможном браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.
7 группа
Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?
Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?
Минутка отдыха Слайд-фильм «Зимняя дорога»
Проблемный вопрос Итак, почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Это тема ст-ия)
Какова зимняя дорога в изображении А.С.Пушкина?
Мир зимней дороги пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами (русская единица измерения расстояния – 1066,8 м).
Помните нашу пословицу? Да, в жизни есть черные и белые полосы.
Слайд 4
В чем заключается символическое значение образа «полосатых верст» в стихотворении А.С.Пушкина?
На смену печали придёт радость, разочарование уступит место надежде.
Запишите ответ на вопрос. Помощь Клик по слайду
Беседа. Л: смыслообразование.
К: умение полно и точно выражать свои мысли.Рефлексия Слайд 5
Прием «Пословица»
Прочитайте пословицы о жизни, о выборе.
Выберите пословицу, оцените свою учебную деятельность, свои чувства.
П: рефлексия.
Домашнее задание Сочинить зимний синквейн.
Памятка «Создание синквейна (стихотворения из 5 строк)»
1 строка. Тема называется одним словом (обычно существительным).
2 строка. Описание темы в двух прилагательных.
3 строка. Описание действия данной темы тремя глаголами.
4 строка. Фраза из четырех-шести слов, показывающая отношение к теме.
5 строка. Повторение сути темы другим словом на эмоциональном уровне.
Запись в дневник. Л: смыслообразование.
К: умение создавать письменное высказывание на литературную тему.