Индивидуальная образовательная программа как форма организации учебной деятельности в условиях развития стратегии образования до 2030г.


Индивидуальная образовательная программа как форма организации учебной деятельности в условиях развития стратегии образования до 2030г.
В приветственной речи на XIII-ом съезде учителей и педагогической общественности Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов сказал: «Сейчас мы можем увидеть горизонты нашего развития до 30-х годов текущего столетия. Чтобы быть достойно представленными на мировой арене к тому времени уже сегодня необходимо начинать воспитывать граждан будущего. Громадную роль в этом играете вы-учителя».
По его словам взращивать людей с новым складом мышления нужно уже с детского сада.
На съезде был дан старт стратегии развития образования на 2020-2030 годы. К 2030 году все образовательные учреждения должны переходить на обучение по индивидуальной образовательной программе.
В настоящее время в рамках внедрения федерального образовательного стандарта второго поколения тоже разрабатываются индивидуальные образовательные программы (траектории) по предметным областям.
На сегодняшний день теория индивидуальных образовательных программ, образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов получила достаточно серьезный толчок к развитию и систематизации. Это связано во многом с профилизацией старшей школы. Несмотря на большое количество публикаций на эту тему, единой трактовки многих ключевых понятий пока нет. А практический опыт строится в основном на индивидуальных учебных планах и индивидуальных маршрутах прохождения учебного материала.Индивидуальные образовательные программы создаются для детей с особыми образовательными запросами, а именно для детей
с проблемами в обучении, связанными с состоянием здоровья,
целенаправленно занимающихся определенным видом деятельности (художественным творчеством, наукой, спортом и т.п.) или
желающих получить дополнительные знания самостоятельно.
Возможны:
Создание модели ИОП для детей с трудностями в обучении, обусловленными физическим нездоровьем.
Создание модели ИОП для педагогически запущенных детей.
Создание модели ИОП для детей, желающих самостоятельно освоить дополнительный материал.
Создание модели ИОП для подготовки одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам.
Это модели ИОП, существующие сегодня.
На ступени профильного обучения и предпрофильной подготовки наиболее важны две последние модели.^ Почему индивидуальная образовательная программа эффективна для профильного класс и для классов предпрофильной подготовки :
предлагаемые профили или курсы по выбору не могут учитывать все склонности и образовательные интересы учащегося, поэтому индивидуализация и внутриклассная дифференциация обучения могут осуществляться на основе ИОП;
дальнейшие профессиональные планы учащихся разнятся: кто-то после 11 класса пойдет на экономический факультет, кто-то хочет стать математиком, кто-то – программистом и т.д. Чтобы углубить знания и приобрести необходимые практические навыки, учащиеся хотели бы самостоятельно под руководством учителя освоить на более серьезном или практическом уровне определенный раздел курса математики, попробовать свои силы при решении олимпиадных задач, в исследовательской деятельности и др.;
ряд учащихся имеют особые задатки, они готовятся к олимпиадам, конкурсам, и эта подготовка должна проводиться по особой образовательной программе, которая предусматривает углубленное изучение курса или его разделов.
Индивидуальная образовательная программа – это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты. ^ Назначение индивидуальной образовательной программы
Способствовать самоопределению учащегося в той или иной предметной области;
Помочь ученику составить проект своего образовательного пути в выбранной области; показать перспективы развития данной предметной области;
Представить проблемность предметной области, различные подходы и точки зрения с последующим их обсуждением;
Создать условия для организации учебно-исследовательской деятельности с учетом индивидуальных интересов ;
Расширить образовательное пространство учащегося профильного или предпрофильного класса;
Помочь ученику овладеть техниками самоорганизации, необходимыми для реализации своего образовательного уровня.
^ Принцип построения ИОП – приоритет индивидуальности, самоценности обучающегося как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.Образовательная программа должна:
обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; соответствовать образовательным стандартам; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;
стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;
способствовать развитию обучающегося.
Содержание деятельности на основе ИОП:1. Обучающийся и педагог совместно определяют содержание деятельности, выбирают способы усвоения конкретного учебного материала и выстраивают алгоритм самостоятельной работы школьника. 2 Они определяют формы сопровождения педагогом самостоятельной деятельности школьника (консультации, курирование проектной деятельности, помощь в подборе учебной литературы, компьютерных программ т.п.). 3. Обучающийся и педагог планируют и совместно прослеживают успешность решения учебных задач, анализируют предполагаемую и реальную траектории движения школьника в образовательном пространстве (рефлексия). Уровень продвижения может быть оценен в баллах, путем сдачи тестовых и творческих заданий, подготовки проекта, создания тематического учебного Портфолио, кейсов, выполнения контрольных работ, выступления в конкурсах и олимпиадах и т.п.4. В процессе движения обучающегося по образовательной программе его субъективный опыт обогащается и преобразовывается, таким образом, происходит развитие. ИОП выполняет функции :
^ Функции индивидуальной образовательной (учебной) программы
Нормативная Фиксирует нагрузку учащегося, закрепляет порядок изучения материала и отчетность по нему
Информационная Содержит информацию о самостоятельной учебной деятельности учащегося по освоению учебного материала или подготовке к конкурсу, олимпиаде, к поступлению в вуз
Мотивационная Определяет ценности, цели и результаты деятельности школьника
Организационная Определяет виды самостоятельной деятельности учащегося, формы взаимодействия педагога и учащегося
Функция самоопределения Помогает проверить свои способности в связанной с профессиональным выбором деятельности, утвердиться в выборе или изменить его
^ Этапы работы:Прогностический: постановка проблемы и задач на пути ее решения (освоение новой темы, на какие знания и умения нужно выйти); составление плана решения проблемы (способы приобретения знаний и умений, поиск и освоение материала и др.).Организационо-координационный: помощь и сотрудничество учителя в планировании образовательного пространства; координация учебной и исследовательской деятельности ученика педагогом-предметником.Рефлексия над способами и результатами деятельности учащегося. Образовательная программа, как правило, содержит разделы:
цели и ценности образовательной программы (почему составлена, на достижение каких целей направлена);
адресность образовательной программы (для кого предназначена);
мини-учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в каждом конкретном случае (сколько часов отводится на изучение содержания как в теории, так и на практике), а также пояснительная записка к нему;
учебно-тематическое планирование и содержание учебного материала, описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы;
систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;
описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.
Перенося данный подход на конкретного учащегося, можно предложить следующий вариант:
назначение образовательной программы (определяет обучающийся);
цель образовательной программы (определяет обучающийся);
характеристика учебной программы (составляет педагог или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);
описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы (составляет педагог);
систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагог и обучающийся);
описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагог и обучающийся);
описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагог и обучающийся);
Приоритетными формами взаимодействия учителя и обучающегося становятся индивидуальные фирмы сопровождения и поддержки обучающихся:
тьюторство,
консультирование
и модерирование.
В нашем случае тьюторство понимается как сопровождение предметником процесса реализации ИОП. Педагог анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления деятельности.Сущность модели обучения на основе ИОП состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель педагога в такой модели обучения - научить ученика «как учиться».^ Модели консультирования:
экспертное проектное процессное
Педагог оценивает работу, выполненную учащимся Сопровождает учебно-исследовательскую и проектную работу учащегося Сопровождает учащегося при прохождении ИОП
Для педагогов важнейшим условием сопровождения ИОП является создание методических комплексов для работы с отдельными группами учащихся (проекты, технологии, учебные пособия, исследовательские работы, дидактический и диагностический материал). ^ 17-18 декабря 2015г. в г.Якутске прошел совместный семинар АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» г.Москва и АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им.С.Н.Донского-II» под названием «Обеспечение формирования проектных групп по направлениям региональной образовательной политики, обеспечивающим стратегические прорывы и повышения качества образования в контексте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)». ИОП на 2020-2030 будет совершенно иной, чем сейчас мы имеем. С детского сада родители ребенка совместно с педколлективом дошкольного учреждения будут разрабатывать ИОП персонально. В начальной школе тоже также будет разработана ИОП. В средних классах ребенок с родителями и педагогами. А в средней школе обучающийся самостоятельно должен будет разрабатывать свою ИОП. Разделения на общее и дополнительное образование не будет. Как это будет выглядеть практически пока никто не знает. Например, ребенок занимается в музыкальной школе в городе или в большом поселке-селе. В маленьких селах посещает танцевальную студию при ЦД. Эти учреждения в ведомстве Министерства культуры. Или ребенок посещает спортивную секцию при Дворце спорта, который подчиняется Министерству спорта. При введении ИОП для каждого обучающегося эти ведомственные принадлежности учреждений как-то надо будет преодолеть.
Обязательные предметы будут. Например, 3-5 часов математики в 9-ом классе. Допустим, в классе обучается 10 человек. Чисто теоретически каждый из десяти обучающихся может запросить для себя разную дополнительную программу по той же математике. Школа обязана будет эти запросы удовлетворить. А финансирование будет подушевым. Как видите, больше вопросов, чем ответов.
Изменится роль и ответственность не только педагогических работников, но и родителей и их детей, как заказчиков образовательных услуг.