Статья Индивидуальная форма обучения истории в школе


Автор статьи:
аспирантка кафедры
Всеобщей истории
Ихсанова Асель Абаевна
г. Оренбург, 2013
Индивидуальная форма обучения истории в школе.
Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Задачей хорошего педагога является не сообщение истины, а обучение школьников тому, как находить ее самостоятельно. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. В настоящее время появляется острая необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа — это, прежде всего, умение, необходимая мотивация, наличие творческих начал, присущих каждому ребенку, радость открытий.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:
-  наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
-  отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
-  внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
-   собственное побуждение к выполнению работы и осознание ее цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);
- готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
-  соединение собственных мыслей с действием;
-  проявление инициативы и творчества.
Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины.
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но в большей степени для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная, а именно самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность – многогранное понятие. Это и качество личности, и деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая, и выход творческим силам детской души.
В структуру индивидуальной работы ряд педагогов включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия, например, выполнения воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; выполнения конструктивных самостоятельных работ (воспроизведения не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширения сферы их применения, с собственными выводами и достижением уровня продуктивной деятельности); выполнения эвристических работ (разрешения проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретения опыта поисковой деятельности, овладения элементами творчества); и, наконец, выполнения исследовательских работ и приобретения опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.
  На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия). Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала как на уроке и в последующем выполнении индивидуальных заданий – изучении источников, написании рефератов, а также к готовности к работе в библиотеке.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
-  по    форме    задания    (на    узнавание,    на    воспроизведение,    на преобразование, на выбор и творческие);
-  по   оформлению   ответов   (устно   и   письменно,   схематически   и практически);
-  по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
- по месту выполнения (на уроке, вне урока);
- по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация  самостоятельной  работы учащихся  во внеурочной работе  требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе внеклассных занятий по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Эффективность владения материалом во многом зависит от активизации индивидуальной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроках истории и во внеурочной работе различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение новых знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы и др.
Результаты самостоятельной работы должны обязательно обсуждаться и оцениваться в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.
Планомерная индивидуальная работа учеников под умелым руководством педагога должна способствовать снижению страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием; появлению у школьников уверенности в себе, в своих возможностях; формированию привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению; развитию способности постоянного поиска знаний и умения их использовать и применять на практике; появлению такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения: развитию творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли; повышению активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера, достижению высокого уровня развития личности ученика.
Индивидуальная работа учащихся — одна из важнейших функций учителя. Она требует от преподавателя умения показать, где найти ту или иную информацию, но овладеть ей каждый ученик должен самостоятельно.
Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся.
Список литературы.
Алендеева Н. Е. Развитие исторического сознания школьников о внеклассной работе // Методика преподавания истории и обществознания в школе. 2009. № 4. С. 121-128.
Астраханцева М. А., Мамай О. Д. Внеурочная работа по истории // Методика преподавания истории и обществознания в школе. 2009. № 4. С. 121-128.
Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000, № 9. С. 177 – 180.
Воронова М. А. Роль истории в создании системы воспитательного процесса в учебном заведении // Школьные технологии. 1997. №1. С. 120 – 126.
Внеклассная работа по истории. Сб. статей / Составитель В. П. Гуськов. М., 1981. 145 с.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999. 174 с.
Короткова М. В., Студеникин М, Т. Практикум по методике преподавания в школе. М., 2000. 271 с.
Кузьмина О. А. Создание условий для становления социально-успешной личности через внеурочную деятельность по предмету // Методика преподавания истории и обществознания в школе. 2008. № 4. С. 132-139.
Методика преподавания истории в средней школе: учеб. Пособие для пед. институтов / С. А. Ежова и др. М., 1986. 270 с.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 186 с.
Никулина Н. Ю. Методика преподавания истории в средней школе. Калининград, 2000. 240 с.
Постников П. Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству) // Образование. Международный научный педагогический интернет-журнал / [http://www.oim.ru/reader@whichpage]
Постников П. Г. Историческое сознание как цель, ценность и результат образования // Наука и образование. 2001, № 5. С. 45 – 53.
Рубин А. А., Юрченко З. В. Внеурочная работа по общественным предметам // Преподавание истории школе. 1991, №5. С. 102 – 107.
].