Рабочая программа по географии России 9 класс, индивидуальная форма обучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 СТ. АЛЕКСАНДРОВСКОЙ» МАЙСКОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»: «УТВЕРЖДАЮ»:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор М.Н.Склярова
учителей предметов В.В.Чернухина _____________________
естественно-математического ____________________
цикла
Протокол № 1
От «_»__________ 2013г.
Рук. Л.Х.Балкарова







Рабочая программа
по географии России
(индивидуальная форма обучения)
9 класс


Срок реализации
2013-2014 учебный год









Разработчик программы:
Вербицкая Галина Сергеевна,
учитель географии высшей категории







Пояснительная записка

Статус документа:

Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (8-9 класс), авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 6-9 классов.- М.; Русское слово, 2008).

Место в учебном плане:

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится 68 часов (2 учебных часа в неделю) в 9 классах. Данная программа предполагает индивидуальное изучение в 9 классе хозяйства России в объеме 17 часов в год(0,5ч в неделю). Практических работ- 7, из них оценочных- 4.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение

Основные цели и задачи курса:

сформировать целостный географический образ своей Родины;
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
сформировать необходимые географические умения и навыки;
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

При реализации программы предполагается использование следующих технологий, форм и методов:

1.Информационные (тестирование, презентации, поиск информации в сети Интернет по заданию учителя).
2.Игровые технологии.
3.Проблемно- поисковые.
4.Здоровьесберегающие технологии.
5.Личностно- ориентированные технологии.


Формы контроля:

1. Тестирование.
2. Индивидуальный устный опрос.
3. Анализ карт.
4. Составление таблиц по результатам сравнения карт.
5. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.
6. Решение географических задач.

Тематический план



Тема
Кол-во часов


Введение


1
Экономическая и социальная география.
1


Раздел 1. Общий обзор России.


2
Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России.
2

3
Население России.
2

4
Хозяйство России.
3


Раздел 2. Экономические районы России.
7


Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья.
1

5
Место России в мировой экономике.
1


Всего:
17




Содержание программы

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс -главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (7 часов)

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России(2 часа)
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIVXIX вв. Изменения территории России в XX в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономию- и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства - основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. Тема 2. Население России (2 часа)
Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства.
Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Практические работы. 1. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.
Тема 3. Хозяйство России (3 часа)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 4. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (7 часов)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.
Калининградская область - самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР - один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация - экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (1 час)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва -небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.
Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия - основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина - крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы - основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.
Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство - основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия - хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.
Страны Азиатского Юга. Казахстан - страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы - база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.
Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Место России в хозяйственной системе современного мира (1 час)
Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.




Календарно - тематическое планирование

№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата урокапо плану
Проведено факт.

1
Введение. Экономическая и социальная география
1
09.09



РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ – 33 часа


Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы – 2 часа

2
Формирование территории России. Экономико-географическое положение России. Административно-территориальное устройство России. Пр.р. №1 Оценка ЭГП России, обозначение на контурной карте соседних с Россией стран.
1
23.09


3
Экономическое районирование территории. Природные условия России. Природные ресурсы России. Хозяйственная деятельность и изменения природной среды.
1
07.10



Тема 2. Население России – 2 часа

4
Численность населения России. Размещение населения России. Пр.р.№2 Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов РФ.
1
21.10


5
Миграции населения. Формы расселения и урбанизация. Этнический и религиозный состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
1
18.11



Тема 3. Хозяйство России – 3 часа



6
Национальная экономика. Факторы размещения производства.
Пр.р.№3 «Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производств». Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. Угольная промышленность. Пр.р.№4«Сравнительная характеристика двух угольных бассейнов». Электроэнергетика
02.12


7
Металлургический комплекс: черная и цветная металлургия. Машиностроение. Пр.р. №5 «Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения». Химическая промышленность. Лесная промышленность.
1
16.12


8
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.
Пр.р.№6 «Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства». Пищевая и легкая промышленность. Транспорт России. Нематериальная сфера

1
13.01



РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ – 7 часов

9
Северный экономический район: ЭГП, природные условия и ресурсы, характеристика промышленности.
1
27.01


10
Северо-Западный район: ГП, природа, хозяйство. Санкт-Петербург новый «хозяйственный узел» России. Калининградская область.
1
10.02


11
Центральный экономический район: ЭГП, состав территории, природные ресурсы, население, хозяйство
1
24.02


12
Центрально-Черноземный район. Волго-Вятский район.
1
10.03



13
Северо-Кавказский район. Поволжский район.
1
24.03


14
Уральский экономический район. Западно-Сибирский район.
1
07.04


15
Восточно-Сибирский район. Дальневосточный район.
1
21.04



РАЗДЕЛ 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ- 1 час

16
Страны Балтии и Белоруссия. Украина. Молдавия. Страны Закавказья. Страны Центрально-Азиатского региона. Пр.р.№7 «Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией».


1
05.05


17
Место России в мировой экономике.
1
19.05




Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):
географические особенности природных регионов России;
основные географические объекты;
причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
крупнейшие городские агломерации нашей страны;
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:
давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
приводить примеры рационального природопользования;
прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Перечень учебно-методического обеспечения:

УМК:

1.Домогацких Е.М,, Алексеевский Н.И. Физическая география России. 9 класс. –М.: Русское слово, 2008.
2. Географический атлас. 9 класс.- М.: Дрофа, 2007.
3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс.- М.; Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:
1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2008.
2.Дронов В.П., Баринова И.И. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
3.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
4.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы.- М.; Дрофа, 2007.

Сайты в Интернете:
1.География RGO.ru http: / / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / geo.php?k=fizgeo /global
2.Уголок географа http:/ / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /
3.Всемирная география http: / / wgeo.ru /
4.Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / unesko / index.php
5.Географическая энциклопедия http: // geoman.ru./
6.География.ру. Страноведческая журналистика http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /
7.Все о географии http: // geosite.com.ru./
8.Вокруг света.http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /
9.Клуб GEO / http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /

Использованная литература:
1.Родионова И.А. Экономическая география России. – М.; Московский лицей, 2007.
2.Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2х томах.-М.; АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
3.Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы.- М.; Дрофа, 2008.
4.Наумова А.С. География от урока к экзамену. М., Просвещение.2003.
5.Данилова Е.А. География в схемах и таблицах.- СПб.: Тригон, 2006
6.Безруков А., Пивоваров Г.Занимательная география. М. АСТ – пресс. 2001.



























Календарно-тематический план

№ урока
Тема урока
Практические работы
Кол-во часов
Дата урока по плану
Дата урока факт.

РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ – 7 Ч.


Тема 1. Географическое положение России.

1
Россия на карте мира.

1
12.09



Пр.р. №1 « Характеристика ГП России, Сравнение ГП России с другими странами».
Часовые пояса страны.
Пр.р. №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»






Тема 2. Исследование территории.

2
Русские землепроходцы 11-17 в.в.
Географические открытия в России в
18-19 в.в.
Тестирование по теме «Исследование территории России»
1
26.09



Тема 3. Геологическое строение и рельеф.

3
Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России.

1
10.10




Пр.р. №3 «Объяснение зависимости расположение крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых от строения земной коры.





Тема 4. Климат и погода.

4
Климатообразующие факторы. Распределение тепла и влаги по территории страны.

1
24.10



Пр.р. №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны».





Типы климатов России. Погода. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.
Пр.р. №5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды





Тема 5. Моря и внутренние воды.

5
Моря России. Реки России. Озера и болота. Природные льды. Гидросфера и человек.
Пр.р.№6 Характеристика морей омывающих территорию России.
1
14.11



Пр.р. №7 «Составление характеристики одной из рек для определения возможностей её хозяйственного использования»





Тема 6. Почвы.

6
Формирование и свойства почвы
Зональные типы почв.

1
28.11



Тема 7. Природные зоны.

7
Природные комплексы России. Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики. Леса умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира.
Выявление взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы в ПТК
1
12.12


РАЗДЕЛ 2 КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ – 9 Ч.


Тема 1. Островная Арктика.

8
Природа арктических островов

1
26.12



Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина.

9
Физико-географическое положение территории. Рельеф и геологическое развитие.
Климат, внутренние воды и природные зоны.

1
15.01



Тема 3. Кавказ.

10
Геологическая история и рельеф.
Климат, внутренние воды, высотная поясность.
Составление схемы «Высотная поясность Кавказа»
1
29.01



Тема 4. Урал.

11
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Климат и внутренние воды. Природно-территориальные комплексы Урала.

1
12.02



Тема 5. Западно-Сибирская равнина.

12
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. ПТК Западной Сибири.

1
26.02



Тема 6. Средняя Сибирь.





13
Рельеф и геологическое строение.
Климат, внутренние воды, природные зоны.

1
12.03



Тема 7. Северо - Восток Сибири.

14
Геологическое строение, климат и рельеф. Внутренние воды. ПТК.

1
09.04



Тема 8. Горы Южной Сибири.

15
Геологическое строение и рельеф. Высотная поясность. Климат и внутренние воды. Экологические проблемы Байкала.

1
23.04



Тема 9. Дальний Восток.

16
Геологическое строение и рельеф.
Климат, внутренние воды, природные зоны.

1
14.05


РАЗДЕЛ 3 ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.

17
Природные ресурсы и природные условия. Роль географии в современном мире.

1
28.05



Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России;
- основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению. 2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования;
- прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека.

Учебно – методическое обеспечение:

УМК:
1.Домогацких Е.М,, Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. –М.: Русское слово, 2008.
2. Географический атлас. 8 класс.- М.: Дрофа, 2007.
3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс.- М.; Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2008.
Дронов В.П., Баринова И.И. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы.- М.; Дрофа, 2007.
Использованная литература:
1.Родионова И.А. Физическая география России. – М.; Московский лицей, 2007.
2.Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы.- М.; Дрофа, 2008.


















15