Конспект занятия по логоритмике Прогулка в весенний лес (дошкольный возраст)


Методическая разработка логоритмического занятия по теме: «Прогулка в весенний лес».
(старший возраст, ЗПР, ОНР)
Взаимосвязь специалистов
Воспитатель проводит подготовительную работу по лексической теме по заданию логопеда, заучивает речевой материал песен, стихов для пальчиковой гимнастики и речи с движением. На физкультурных занятиях разучивает подвижные игры, отрабатывает точность выполнения движений, которые на логоритмике выполняются уже под музыку.
Задачи:
Логопед Музыкальный руководитель Педагог-психолог
1.Развитие координации движений при ходьбе в колонне по одному с остановкой, с изменением направления движения, со сменой темпа движения в зависимости от темпа музыки
2.Улучшение функции дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, выработка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха
3.Развитие мимической мускулатуры
4.Уточнение активного и обогащение пассивного словаря по лексическим темам: «Весна», «Перелётные птицы», «Цветы-первоцветы», повторение темы «Домашние животные».
5.Обогащение глагольного словаря
6.Расширение словарного запаса прилагательными, закрепление умения отвечать на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?»
7.Работа над улучшением координации речи с движением 8.Коррекция нарушений тонкой моторики рук
9.Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма
10.Развитие умения расслабляться под спокойную музыку 1.Учить различным видам ходьбы, бега, поскокам в соответствии с темпом и ритмом музыки
2.Развитие вокально-певческих навыков
3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на
музыку различного характера
3.Учить различать ритмический рисунок музыкального произведения в пении, хороводе
4.Учить соотносить речь с движением в соответствии с музыкой 1.Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные ощущения – путём подражательного повторения движений и действий ведущего
2.Тренировать ребёнка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях
3.Развитие произвольности психических процессов
4.Поощрять и поддерживать эмоциональную реакцию детей
Оборудование.
Двусторонняя (синяя и зелёная) дорожка, овальные «камушки» например из линолеума, картина и разрезной материал из пособия З.Е. Агранович «Времена года» (весна), парус из тонкой ткани, картинки перелётных птиц и цветов-первоцветов, деревья, зелёные листики, домик с окошком.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети входят в зал под музыку. Встают на парад – в шеренгу. Здороваются.
Логопед: Ребята, отгадайте загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок,
Звонче птичьи голоса -
Значит, к нам пришла ... (Весна) В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Значит, месяц сейчас? (Апрель)
2. Развитие связной речи. Приметы весны. Картина (ковролин).
Что делает солнце весной? (светит, освещает землю, согревает, греет, радует)
Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет)
Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются, вьют гнезда, выводят птенцов)
Весна – такое красивое время года. Давайте нарисуем весеннюю картину.
3. Развитие мимики лица.
Солнышко светит ярко, светит нам в глазки – прищурились, не закрываем глаза.
Солнышко нам улыбается – улыбнёмся солнышку и друг другу.
4. Развитие вокально-певческих навыков.
Чтобы наша картина ожила - споём весне песенку «Воробей с берёзы» (встают в шеренгу).
5. Развитие координации движений рук и ног в соответствии с музыкой. Прогулка: Весна пришла к нам в гости. Солнышко светит ярко, погода хорошая, настроение у нас отличное. Пойдёмте, ребята, погуляем в весенний лес, приметы весны поищем.
Слушайте музыку внимательно, она вам путь подскажет.
Марш, подскоки, в разных направлениях, с остановкой, бег на носочках
Ручеёк. Синяя дорожка. Что это, ребята, перед нами - В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Вокруг ручейка – камушки. Обойдём ручеек по камушкам, аккуратно, чтобы ножки не замочить – шаги по камушкам
А ручеёк дальше змейкой побежал – и мы змейкой вдоль ручейка побежим – бег на носочках, руки на поясе
А потом вдоль оврага по узенькой тропинке пройдём. Зелёная дорожка – овраг – приставные шаги, руки на поясе
Синяя дорожка. Ручеёк превратился в бурную речку! Как же мы её перейдём? Мы построим корабль и поплывём дальше.
Корабль – садятся в корабль.
Не плывёт наш кораблик – нет ветерка. Мы умеем сами дуть и знаем правила.
«Всегда говорим мы, когда выдыхаем, как будто бы парус мы ртом надуваем».
6. Развитие выдоха. Упр. на дыхание «Парус» - длительный выдох. Как мы будем дуть? (вдох через нос, выдох через рот, щёки не надуваем.)
Ветер по реке гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Молодцы! Как кораблик наш быстро плывёт. Плыли мы, плыли, и приплыли к берегу, на луг. А на лугу цветы - небывалой красоты.
7. Активизация словаря. Луг - цветы-первоцветы (картинки)
Вставайте каждый рядом со своим цветочком. Слушайте задание: «Ты картинку поднимай, и цветок свой называй» (каждому).
8. Развитие вдоха. А какие весной цветы душистые, да ароматные. Понюхайте свои цветочки.
Упр. на развитие дыхания - «Вдохни аромат» - вдох через нос
9. Соберём весенние цветы в корзинку. «Собери цветы в корзинку»
Это цветы луговые да полевые, а мы с вами можем посадить цветы садовые. Для посадок у нас есть клумба, а семечками будете вы, ребята.
10. Клумба упр. «Росточек» - развитие общей моторики, координации движений и музыки.
Речь Движение
Из земли торчит росточек –
Это будущий цветочек.
Дождик, дождик поливай!
Ты, цветочек, подрастай!
Вверх тянись, старайся,
Солнцу улыбайся! Сидят на корточках, обхватив колени руками
Медленно встают
Стоят, руки в «бутоны» сложены у груди
«Бутоны» медленно поднимают вверх
Руки верх, «фонарики»
Улыбаются
Сколько красивых цветов выросло на клумбе – сплетём из них венок. Становитесь в круг.
11.Развитие ориентировки в пространстве, координации движений и музыки. Хоровод «Венок» (пение с движением)
Речь Движение
А весной, а весной снег повсюду тает,
А весной, а весной птицы прилетают.
Да-да-да, да-да-да! снег повсюду тает,
Да-да-да, да-да-да! птицы прилетают.
А весной, а весной расцвели цветочки,
А весной, а весной мы сплетём веночки.
Да-да-да, да-да-да! расцвели цветочки,
Да-да-да, да-да-да! мы сплетём веночки.
А весной, а весной солнышко проснётся,
А весной, а весной детям улыбнётся.
Да-да-да, да-да-да! солнышко проснётся,
Да-да-да, да-да-да! детям улыбнётся. Держатся за руки, идут по кругу
Топают 3 раза (руки на поясе), кружатся
Топают 3 раза (руки на поясе), кружатся
Держатся за руки, идут по кругу
Хлопают 3 раза, кружатся
Хлопают 3 раза, кружатся
Держатся за руки, идут по кругу
Топают 3 раза, сужают круг
Топают 3 раза, расширяют круг
12.Развитие динамической координации движений.
Посмотрите ребята, около луга - лес. Тихо в лесу, пусто. А мы с вами знаем, что весной лес оживает и деревья просыпаются. На деревьях набухают (почки), появляются первые (листочки).
Давайте расскажем сказку о весенней почке. Вставайте в кружок. Пластический этюд «Сказка о почке».
На одном дереве жила - была почка (ладони сложены перед грудью, в ладонях листик). Всю зиму почка крепко спала под снегом (руки под щекой, глаза закрыты). С первыми весенними лучами солнца почка проснулась ( открыли глаза, «почка» перед грудью), потянулась к солнышку (руки медленно вверх), стала набухать, набухать (раздвигают пальцы) и … лопнула (раскрыли пальцы). А внутри у каждой почки маленький зелёненький листочек. Прикрепим листочки на наши деревья в лесу.
13.Какие красивые, молодые, зелёные листочки на деревьях. Только грустно деревьям без весенних песен. Кто на веточки сядет и споёт нам песни в весеннем лесу? (перелётные птицы)
- перелётные птицы (картинки). «Кто птичку узнаёт – её на веточку несёт» (сажают птиц на деревья).14. Развитие общей моторики, мышечного чувства «Птицы» (несколько раз). Проводит педагог – психолог.
Птицы летели долго – сильные крылья у птиц (напрягли руки),
Птицы устали – слабые крылья (расслабили руки).
15. Развитие координации тонкой моторики рук и музыки. «Домик»
Речь Движение
Есть в лесу из брёвен дом,
Есть окошко в доме том,
Посмотрите в то окно,
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Гав», - сказал и запер дверь.
Кто это? (собака) Покажите, какая собака?
Как собака голос подаёт? Что делает? (лает, гавкает)
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Ме», - сказал и запер дверь.
Кто это? (коза) Покажите, какая коза? (показ) Как коза голос подаёт?
Что делает? (блеет)
Громко - громко кулачком
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Му», - сказал и запер дверь.
Кто это? (корова) Покажите, какая корова? (показ) Как корова голос подаёт?
Что делает? (мычит)
Киска из окна глядит,
«Мяу, мяу» - говорит.
Покажите, какая кошка? (показ) Как кошка голос подаёт? Что делает? (мяукает)
«Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать».
(Железновы) П/у «Дом»
П/у «Окно»
Ладонь ко лбу
Указательный палец к губам, ладони на глаза
Тихо стучат кулачком пр. р. по ладошке левой
П/у «Собака»
Сильнее стучат кулачком пр. р. по ладошке левой
П/у «Коза»
Сильно стучат кулачком пр. р. по ладошке левой
П/у «Корова»
П/у «Кошка»
Грозят указательным пальцем
Ладони под щёку
16. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация на полу. Проводит педагог - психолог.
Кошка легла спать и мы к ней под тёпленький бочок ляжем отдохнуть. Звучит плавная музыка (ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются).
17. Организация окончания занятия: подведение итогов, развитие мышления.
Отдохнули? Пора нам в группу возвращаться. Вставайте все за мной – я вас выведу из леса короткой тропинкой. Бегут змейкой по залу за логопедом.
Где мы были с вами, ребята? (В весеннем лесу). Что мы там делали? (гуляли, приметы весны искали).
По лесу гуляли, весну встречали, приметы примечали. А теперь нам в группу пора.