Урок литературного чтения на тему Ф.Одоевский Городок в табакерке

Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.
Задачи:
Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;
Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;
Познакомить с понятием «воспитанность».
Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.
Оборудование:
Учебник литературного чтения 4 класс
Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Ход урока:
Организация класса.
С неба солнце светит миллионы лет.
Льет на землю и тепло, и свет.
Но посветит солнце и уходит прочь,
А живое сердце греет день и ночь.
Сожмите ручку в кулачок,
Вот он, как сердце, мой дружок.
Давайте послушаем его-
Какое ж сердечко твое?

- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.
Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, наполнился счастьем.
Речевая разминка. Введение в тему.

Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.

-Какова главная мысль стихотворения? (все любят сказки)
- О какой особенности сказки говорится в стихотворении? (благополучный конец)
- Чьи это храбрые сердца бороться будут до конца? (читатели)

-Какие виды сказок вы знаете?
Чем отличается народная сказка от литературной сказки?
Правильно, народная сказка не имеет одного автора. Её сочинил народ, а литературная сказка имеет автора.
Сегодня мы начинаем новый раздел, который так и называется «Литературные сказки».
Откройте учебники с названием раздела


3. Повторение изученного.
-Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой, а чтобы узнать, кто ее написал, вы должны мне ответить на вопросы и составим имя автора сказки по первым буквам ваших ответов.

В- кто автор стихотворения, в котором рассказывается о мальчике, мечтающем стать путешественником? (Введенский А.)

О – как называется прием в литературе, когда неживые предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворение)

Д – как звали девочку из сказки П.Бажова «Серебряное Копытце»? (Дарёнка)

О – кто автор толкового словаря, которым мы пользуемся на уроках? (Ожегов)

Е – кто автор ст-я «Поёт зима, аукает» ( Есенин С.)

В – как звали кота из рассказа К.Паустовского? (Ворюга)

С – как звали путешественника из арабской сказки? (Синдбад-Мореход)

К – кто написал сказку о жизни мальчика в джунглях? (Киплинг Р.)

И – как назывался город в сказке А. Волкова? (Изумрудный)
й.
-Составьте из первых букв имя и фамилию автора. (Владимир Одоевский) ( Слайд )

4. Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского
Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей.
-Что узнали вы об авторе? (ответы детей) (Слайд )

Словарно-лексическая работа.

Слышали ли вы выражение
«музыкальный город»?
Кто может жить в таком городе?

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Одоевского “Городок в табакерке”

Дома вы провели первое самостоятельное знакомство с текстом сказки.


– Сказка была написана очень давно, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Прежде чем перейти к изучению сказки, мы разберём значение слов, которые могут быть вам непонятны.
-Вы знаете, что такое табакерка?
Табакерка – коробочка для табака (Слайд)

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды
Бахрома – украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями

Тиснёная бумага – бумага с выдавленным рисунком.


Много в сказке устаревших слов
Свод – в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] тип [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Табакерка – коробочка для ароматной пыли
Пестренькая -
Одинакие – одинаковые
Опамятоваться – опомниться.
Счесть нельзя – сосчитать нельзя
С сими словами – с этими словами
Учтиво – очень вежливо
Досадно – обидно
Индо – даже
-По названию сказки вы уже догадались, что речь в ней пойдет о табакерке, но табакерка эта не простая, она музыкальная.


"Город в табакерке" - самая известная сказка В.Ф.Одоевского.

Мы вместе с маленьким героем совершим невероятное путешествие в музыкальную шкатулку. Встретим царевну Пружинку, добрых мальчиков-колокольчиков и других жителей сказочного городка.

6. Беседа по содержанию сказки
– С чего начинается сказка? Прочитайте.
– Подберите синонимы к слову “папенька”
– Почему же автор употребляет именно слово “папенька”?
7.Физминутка.
8. Продолжение.
Как выглядит табакерка?
Как называется этот “волшебный” городок?
С какой просьбой обратился Миша к папеньке?
Почему Мише очень захотелось попасть в Табакерку?
С кем Миша отправился в городок Динь-динь?
В чем проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.
Как выглядит этот городок?
Кто живет в
·этом городке?
9. Какое впечатление у вас сложилось о мальчике Мише. Почему?


9.Чтение отрывков из произведения к иллюстрациям.

Перед вами иллюстрация. К какой части сказки она относится? Прочитайте.

По ходу чтения мы с вами определим из каких частей состоит табакерка.

Устройство табакерки:
колокольчики.
дядьки – молоточки.
валик – надзиратель.
пружинка.
Вывод: прочитайте с доски из каких частей состояла табакерка.
Незаконченные предложения. Работа в парах.

-Допишите слова или предложения.
Табакерка была сделана из (из черепахи)
Листики на деревьях были из (из серебра)
Городок назывался (Динь-Динь)
Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)
Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал .(пружинку)
В табакерке надзиратель (валик)
Надзиратель постоянно повторяет (шуры-муры)
Автор сравнивает царевну-Пружинку с (змейкой)
По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться (механике)
Голос колокольчика зависит от его размера, чем (чем больше колокольчик, тем голос у него толще)
11. Чтение по ролям.
В какой момент заснул Миша?
А когда он проснулся.
Прочитаем по ролям диалог папеньки и Миши, когда тот проснулся.
А вам хотелось бы попасть в этот городок?
Чему учит сказка?
Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы.
12. Итог урока:
Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь, исследуя табакерку? Что такое воспитанный человек?
Это человек, который стремится к знаниям, вежливый и доброжелательный.
Чему научился Миша, исследуя шкатулку:
1. Издали кажется все меньше. 2. У колокольчика побольше - голос низкий, а поменьше - голос высокий. 3. Без учебников и учебы жить неинтересно. 4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя.


12. Рефлексия.
-Сейчас оценим вашу работу .

Храброе сердце закончило путь,
Скоро мы сможем уже отдохнуть.
Молодцы, поработали дружно,
Что ж, оценить себя нужно.

-У вас на столах сердечки, если вам понравился урок, то поднимите сердечко вверх. Если нет, то оставьте его лежать на парте.


13. Домашнее задание.







Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.






Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, подумал Миша, папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. Извольте, с величайшею радостью








Динь-динь-динь! отвечал мальчик. Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.
Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. Весело вы живете, сказал им Миша, век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. Динь-динь-динь! закричали колокольчики. Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.







Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! Это я, храбро отвечал Миша, я Миша... А что тебе надобно? спросил надзиратель. Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...



Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? Зиц-зиц-зиц, отвечала царевна. Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!


В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...



Вам хотелось бы попасть в этот городок?
Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь – Динь, исследуя табакерку?
Что мы можем сказать о мальчике?
Чем закончилась сказка?
Вам она понравилась?
















-Допишите слова или предложения.
Табакерка была сделана из
Листики на деревьях были из
Городок назывался
Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь

Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал .
В табакерке надзиратель
Надзиратель постоянно повторяет
Автор сравнивает царевну-Пружинку с
По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться
Голос колокольчика зависит от его размера, чем

Заголовок 1 Заголовок 315