Урок по литературному чтению Тема: В.Ф.Одоевский Городок в табакерке


Литературное чтение
Тема урока: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
Цель урока: познакомить учащихся с произведениями В.Ф.Одоевского, закрепить представления о литературной сказке, обучить правильному, выразительному чтению, научить работать с текстом, развивать умение анализировать произведение, творческие способности, развивать речь, память, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь бегло читать, находить главную мысль, делить текст на части, подробно пересказывать прочитанное.
Личностные: проявлять нравственные качества (доброта, чуткость, внимание)
Системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности, давать оценку действиям героев произведения
Тип урока: урок формирования навыков и умений.
Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг, фотографии табакерки.
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям рассказа «Любопытство», выразительное чтение стихотворения «Внучка-почемучка».
III. Актуализация опорных знаний.
- Что такое город? Каким вы себе его представляете? Что такое музыкальный город? Слышали ли вы такое выражение «музыкальный город»? Кто может быть жителями этого городка?
Прочитайте название рассказа, с которым вы сегодня будете знакомиться. Кто автор рассказа? Кто знает, что такое табакерка? Давайте заглянем немного в историю табакерки.
История табакерки. Христофор Колумб представил табак Европе после путешествия в Южную Америку. Там он встретил американских индейцев, которые нюхали неизвестный ему порошок, некоторые образцы которого Колумб привез в Европу, и порошок быстро стал модным. Это был нюхательный табак (snuff) – табак, перетертый в тонкую пыль с добавлением ароматизаторов.
В XVI веке французский посол в Лиссабоне – Жан Нико – послал нюхательный табак, популярный тогда в Португалии, королеве Франции – Екатерине Медичи, которая страдала от мигрени. Королева была в восторге, нюхательный табак снимал мучительную головную боль, королева страдала приступами миргени. Так возникло понятие, что нюхательный табак исцеляет мигрень. Нюхательный табак сразу стал модным среди дам и господ аристократии, а в царствование Людовика XI от стал частью придворного этикета, и даже предполагалась хранить его в специальных коробочках так и родилась табакерка.
Дворяне использовали теперь нюхательный табак как модную манеру, переняв ее у высшей аристократии, а табакерка стала предметом роскоши и ювелирным произведением искусства с максимальной элегантностью оформления и предназначалась исключительно для того, чтобы произвести впечатление. Изготовлялась из серебра и золота, много деталей, украшенных драгоценными камнями, иногда играла популярные мелодии. Табакерки становятся атрибутом повседневной жизни всех слоев населения и непременным аксессуаром для мужчин, да и для женщин – тоже. Поражает разнообразие форм табакерок. Их делали в виде яблок и лимонов, дамских туфелек и птичек, кухонных горшочков и голов животных (и даже людей!). Для любителей табака разного сорта были придуманы многочастные табакерки, каждое отделение в которых закрывалось особой крышкой. Модные вещицы были, естественно, желанным подарком. Табакерки с портретами владетельных особ иногда служили официальными наградами. Драгоценные ювелирные изделия – щедрой платой за услуги. Табакерка могла быть «сувениром сердца» или памятью о путешествии.
Но в конце XVIII века изменился покрой одежды, из моды вышли карманы и вместе с уходом со сцены «пиковых дам» и «старичков в пудреных париках» ушла из обихода привилегированных сословий и табакерка. Итак, табакерка – небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Используется для хранения нюхательного табака. Может быть с одним или с несколькими отделениями для хранения табака разных сортов. Табакерки изготавливаются из металла, дерева, фарфора, хрусталя, янтаря, слоновой кости и других материалов.
Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Учитель показывает иллюстрации табакерок или демонстрирует на интерактивной доске.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Вводное слово учителя о писателе.
- Вот в такой табакерке мы побываем вместе с Мишей, изучим ее механизм. С помощью сказочных образов познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником буде писатель Владимир Федорович Одоевский (Учитель показывает портрет писателя.)
Жизнь самого писателя была удивительной и необыкновенной. Одоевский Владимир Федорович (1803-1869) – князь, философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, журналист, издатель, талантливый музыкант. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве.
Происходил из старинного княжеского рода Рюриковичей. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. Образование получил в благородном пансионе Московского университета, откуда вынес горячий интерес к литературе, философии и различным наукам, в дальнейшем значительно углубляя свои познания. Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он ни появлялся, его сразу даже окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям умение дружить с ними побудили В.Ф.Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы. Художественная манера его отмечена сложным взаимодействием отвлеченной философской мысли с глубоким проникновением в жизненные характеры и явления. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Скозок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Вклад Одоевского в детскую литературу значителен. Два сборника: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847). Первое повествование – «Городок в табакерке» (1834), остальные изданы отдельной книжкой (1844).
Дедушка Ириней – образец наставника, строгого, но доброго и понимающего ребенка. «Городок в табакерке» - первый образец художественно-*познавательной сказки для детей. В ней научный материал был подан в занимательной и близкой к детской психологии форме.
Подготовка к чтению. Словарная работа.
Сказка «Городок в табакерке» была написана в 1834 году, и в ней использованы слова и выражения, которые в наше время не употребляются. Давайте познакомимся с этими словами. (Учитель выставляет иллюстрации, или идет демонстрация на интерактивной доске).
Музыкальная шкатулка – механический заводной инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки).
Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка – стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Флюгер – прибор для определения силы и движения воздуха.
Свод – верхняя часть помещения купола, который сводится в одну точку.
Ставни – деревянные затворы к окнам.
Пестренька – окрашенная в несколько цветов.
Шатер – покрывало в виде высокой многогранной пирамиды.
А также непонятные современному читателю слова:
Авось- может быть,
С сими словами – с этими словами,
Затеплились звездочки – начали загораться.
Почел долгом – посчитал.
Право – действительно.
Счесть нельзя – сосчитать нельзя.
Учтиво – очень вежливо.
Одинакие – одинаковые.
Опамятоваться – опомниться.
Досадно – обидно.
Набольший – старший.
Чтение рассказа. Читает учитель и хорошо читающие ученики.
Первичная проверка понимания.
Работа по вопросам.
- Понравилась ли вам сказка? Каковы ваши впечатления от прочитанного? Действительно ли Миша побывал в табакерке?
- Какую картину, какой эпизод вы представили себе ярче всего?
- Что вам запомнилось?
V. Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение:
* На сегодняшнем уроке я узнал…
* На уроке я похвалил бы себя за …
* После урока мне захотелось…
* Сегодня я сумел…
VI. Подведение итогов урока.
Как вы поняли название сказки? Понравилась ли вам она?
Что вам показалось особенно интересным?
Хотелось ли вам побывать в таком городке?
Что хотел сказать читателям В.Ф. Одоевский в своем произведении?
VII. Домашнее задание.
Прочитать сказку, разделить ее на части. Подготовить чтение по ролям разговора Миши и мальчика-колокольчика.