Презентация по математике Использование игровых ситуаций на уроках математики в начальных классах


Скиба З. Н., учитель начальных классов ЯОШ №5 ДОУ АГЯ По форме это может быть игра разной сложности, но по содержанию – это развитие детей и их постепенное взросление. Отсюда, как минимум, - два важных практических вывода. Во-первых, игровые формы обучения и воспитания должны быть четко адаптированными к той или другой возрастной группе с соответсвующей пропорцией «детской» и «взрослой жизни». Во-вторых, игра – как и жизнь – не должна быть простой, беспроблемной. Игра в учебе – это способ развивать способности детей, и поэтому она должна содержать в себе такие приоритеты развития – или сама по себе, или природно кооперироваться с другими формами обучения. По В. В. Андронову: По Н. А. Ветлугиной - предметные;- сюжетные;- ролевые;- деловые;- иммитационные;- игры-драматизации. - творческие;- двигательные (для развития движения);- дидактические (для развития ощущения, усвоения счета, развития речи). Педагогическая цель Правила Игровое действие Учебное задание доступность; новизна; постепенное увеличение сложности; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; связь игровой деятельности с другими формами работы на уроке. определить место игр и игровых ситуаций в системе других видов работы на уроке; целесообразность использования их на разных этапах обучения; разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности детей. Готовность учащихся к участию в игре;Обеспечение каждого ученика необходимым дидактическим материалом;Четкая постановка задач игры;Игру следует проводить поэтапно;Действия учеников следует контролировать;Нельзя допускать унижения достоинства ребенка;Целесообразно рассадить учеников;Игра на уроке не должна происходить стихийно. Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая деятельность на уроках математики повышает интерес детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает некоторые элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким. Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один - это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного - это два. Два без одного - это один”. Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.Средства обучения: изучение животных. Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел. Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько. Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий слева - десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый - число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно. Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 100 + 10 = 10 10 + 0 = 101 + 9 = 10 9 + 1 =10Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”. Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради. Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка - математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке - звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей. Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик. 90 75 71 63 66 67 82 86 68 76 87 61 73 89 81 74 88 65 77 84 80 69 78 62 70 64 83 72 79 85 Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его. 5 ед. 6 ед. 8 ед. 3 дес. К Д Ч 76, 98, 75, 38, 95, 35 7 дес. Т Л М 9 дес. И Ю Ё Ответ: лётчик. Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай. 4 5 7 80 В Ё П 84, 87, 27, 55, 85, 54 50 Д Р М 20 О О Е Ответ: вперёд. Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар. Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).Кто быстрее и правильнее разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Говорю, что только что прошел необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?По моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, на умножение или деление и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа. Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера. На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом. Дидактическая цель: Формирование вычислительных навыков. Ход игры: Аня и Соня в магазине игрушек увидели, что под каждой игрушкой указан пример: под Буратино 64 - 56, под куклой 53 - 39, под конструктором 31 - 24, под Золушкой 51 - 43, под матрешкой 63 - 48 и т.д. Девочки купили по два лотерейных билета. Кто какую игрушку получил, если на билетах у сони были примеры 92 - 78 и 92 - 77, а у Ани 78 - 53 и 82 - 68? Выигрывает билет, у которого ответ к примеру совпадает с ответом примера, записанного под игрушкой. Кто раньше нашел свой выигрыш тот и победил. Дидактическая цель: Формирование вычислительных навыков Ход игры: У одного из игроков лодка номер 6, а у другого - номер 8. На билетах пассажиров записаны примеры. Решив их, по ответу нужно определить, какие пассажиры должны сесть в какую лодку. Билеты пассажиров:1) 31 - 29; 5) 31-24; 2) 42-35;  6) 24-17; 3) 62-54;  7) 75-59.4) 56-48; Побеждает лодочник, раньше другого нашедший своих пассажиров. Дидактическая цель: Формирование вычислительных навыковХод игры:Из чисел 1, 2, 3, 4, 5 выбери три и составь с ними все возможные примеры сложения и вычитания двух чисел. Затем найди сумму всех ответов.Побеждает тот, у кого окончательная сумма получилась больше. Дидактическая цель: Закрепление табличных случаев умножения и связи между компонентами умножения. Ход игры:К доске выходят одновременно два ученика. Учитель читает пример: 6*7. Затем предлагает составить четыре примера на умножение и деление с этими числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой - на деление. Если примеры составлены и решены верно, то учитель одобряет детей за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так:  Дидактическая цель; Представление данного числа в виде суммы или разности двух других чисел. Развитие мышления и сообразительности.Ход игры:Учитель пишет на доске число. Учащиеся должны представить это число в виде суммы или разности двух или трех однозначных чисел. Получившиеся примеры записывают.Победителем становится тот участник или та команда, которая составила больше всего примеров. Дидактическая цель: Определение геометрических фигур и их счет. Развитие обобщенного мышления, памяти. Ход игры:Класс делится на команды. Учитель, не соблюдая определенного порядка, показывает учащимся одну фигуру за другой в медленном темпе. После чего он убирает эти фигуры и спрашивает учеников, сколько кругов, квадратов, прямоугольников было показано. Каждый ответ оценивается очками (2, 1, 0), которые записываются на счет команды. Затем игра вновь повторяется. Побеждает команда с большим числом очков. Дидактическая цель: Развитие сообразительности и творческого мышления.Ход игры: Класс разбивается на несколько команд, в каждую из которых входит 5 - 8 участников. Учитель последовательно ставит задачи следующего типа: используя определенное количество раз данную цифру, знаки арифметических действий записать данное число. За правильное решение команда получает очко. Задачи:Запишите Ответ1 тремя двойками 2-2:22 тремя двойками 2*2:23 тремя двойками 2:2+27 семью двойками 2+2+2+2-2+2:27 семью тройками 3*3+3:3-3+3-3 Дидактическая цель: Закреплять табличные случаи деления. Формировать механизмы переключения внимания.Ход игры:Дети по очереди называют числа. Учитель предлагает задание: "Вместо чисел, делящихся на 2 говорить "не скажу". Кто допускает ошибку, выбывает из игры. Например: 1, "не скажу", 3, "не скажу", и т.д. Дидактическая цель: Формирование навыка правильного распределения внимания и развитие зрительной памяти.Оборудование: Лист с изображенными фигурами, состоящими из квадратов.Ход игры:Ученики разбиваются а команды, каждому из участников дается лист бумаги в клеточку. Учитель должен предварительно сказать, кто из учеников за каким номером (имеется ввиду геометрическая фигура) должен наблюдать, чтобы хорошо запомнить то, что изображено на чертеже, и воспроизвести это, не забывая и о нарисованных точках на листе бумаги. Через не6сколько минут участникам вновь показывается лист-образец, на котором начерчены фигуры.Результаты оцениваются следующим образом: за правильно вычерченную фигуру участник или команда получает 2, 1 или 0 очков. Побеждает тот участник или команда, у которого окажется больше всего очков. Дидактическая цель: Проверить знание детьми четных и нечетных чисел. Развивать внимание.Ход игры:Учитель вызывает двух детей к доске, которые начинают писать на доске числа до 20 в столбик; один - четные, другой - нечетные. Когда один из них закончил работу, он подает команду. Другой должен прервать работу. Можно устроить соревнование между командами. Цель игры: развивать вычислительные навыки.Содержание игры: соревнуются между рядами. На доске написаны задания: 66-12 = : 11= * 6 = + 34 = 66-64 = * 16 = - 15 = + 42 = 86-14 = : 9 = * 7 = + 24 = Цель игры: развивать вычислительные навыки.Содержание игры: учитель предлагает:-Я задумал число, прибавил к нему 2 и получил 7. Какое число я задумал? Цель игры: закреплять состав числа.Содержание игры:Двое учащихся берутся за руки, образуя ворота, и держат в руках карточку с числом, например 8. 8 детей расходятся по классу, каждый ищет себе пару (7 и 1, 6 и 2, т. д.). По сигналу учителя дети парами проходят через ворота. Цель игры: развивать вычислительные навыки.Содержание игры: ученики один за одним подходят к доске, где из лепестков составлен цветок, отрывают лепесток и решают пример. Дети следят за отвечающим. Если ученик ответил правильно, дети хлопают в ладоши, и ученик забирает лепесток. Цель игры: игра проводится во время изучения разрядов, тренирует прибавлять и отнимать двузначные числа.Содержание игры: ученики выполняют роль цифр. По команде учителя им необходимо образовать заданное число. Напимер, число в котором 5 дес. 7 ед., 6 дес. 2 ед., или показать сумму чисел 15 и 43 или разность чисел 56 и 31 и т.д. 19 27 Цель игры: закрепление математических знаний, умений.Содержание игры: составить таблицу и по таблице дать ответы на поставленные вопросы. Например, сколько десятков в С-2,С-5?Заменить суммой разрядных слагаемых В-3,С-4, А-5.Найдите сумму чисел: А-1, С-5.Найдите произведение чисел В-4, С-5. А В С Д Е 1 94 92 6 4 5 2 52 25 100 43 76 3 7 38 82 81 3 4 15 8 72 18 58 5 44 12 5 20 9 Цель игры: развивать вычислительные навыки.Содержание игры: класс делится на 2 команды. Ученик одной команды называет любой пример и указывает ученика второй команды, который будет отвечать. Если ответ правильный, то отбивший мяч ученик задаёт пример первой команде. Если ответ неправильный, то нападающая команда дает правильный ответ и хором говорит «Гол». Победит команда, забившая больше голов. Вход 2х6 + 4 : 2 : 2 + 6 : 2 + 3 х 2 +4 Содержание игры: на доске макеты домиков без окон. Ученики вычисляют примеры, записанные на окнах, и вставляют на соответствующий дом. 43 28+7 63 57+6 35+8 35 Цель игры: формирование устных вычислительных навыков.Содержание игры: каждому ученику, сидящему за первой партой, учитель шепотом называет однозначное число. Далее он предлагает следующую схему: Например, учитель называет числа 2, 3, 4, 2, 3, 4 и показывает на схему. Дети прибавляют 5 и поворачиваются к ученику, сидящему за ним, и называет ответ. Следующий ученик выполняет второе действие по схеме и тихо называет результат ученику, сидящему за ним, и т. д. + 5 х 2 - 8 : 2 + 4 - 5 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 «ХОРОШАЯ ИГРА ПОХОЖА НА ХОРОШУЮ РАБОТУ», - ПИСАЛ А. С. МАКАРЕНКО.