Метод проектов как средство формитрования информационной и коммуникативной компетенции

Метод проектов как средство формитрования информационной и коммуникативной компетенции.
Наверное, самая большая беда для учителя – равнодушие к его предмету со стороны учеников. Особенно когда речь идёт о моём предмете – история. История – больше чем просто школьный предмет. Он имеет социальную значимость. Как же сохранить познавательную мотивацию школьников и удержать интерес к предмету? Мой выбор обусловлен результатами проведенного в начале 2010-2011 учебного года анкетирования среди учащихся 9 и 10 классов, т.е. будущих выпускников основной и старшей школы. Анкетирование показало, что учащиеся считают наиболее важным для жизни в современном обществе формирование именно этих двух компетенций.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках истории.
Предмет исследования – формирование информационной и коммуникативной компетенций.
Цель исследования – построение на уроках истории образовательного процесса, ориентированного на формирование информационной и коммуникативной компетенций.
Гипотеза исследования – если построить образовательный процесс на уроках истории через создание практико-ориентированных ситуаций, то это позволит сформировать у учащихся информационные и коммуникативные компетенции, что повысит качество образования, в том числе усилит духовно-нравственные и эстетические функции.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
Раскрыть и реализовать в практике работы возможности метода проектов как средства формирования информационной и коммуникативной компетенций.
Разработать программу формирования предметных и общеучебных умений, составляющих фундамент этих компетенций, в процессе изучения курса истории в 9 – 10 классах, техническую карту с указанием умений.
Подобрать комплект инструкционных материалов для организации проектной деятельности учащихся.
Подобрать методики диагностики сформированности информационных и коммуникативных компетенций.
Научная новизна состоит в том, что предпринята попытка осуществить компетентностный подход на уроках истории.
Практическая значимость исследования – в соответствии задачам модернизации системы образования и в использовании учителем истории разработанных программ поурочного формирования предметных и общепредметных умений, включенных в тематическое планирование. В 5–11-х классах могут быть использованы инструкционные материалы и технологические карты для организации проектной деятельности.
Теоретическая интерпретация опыта.
Как разбудить индивидуальное сознание школьников, развить их социальную активность, перебороть равнодушие, ставшее бичом нашего нелёгкого времени. Помогает в решении этих вопросов проектная технология. Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны учащихся, так и со стороны учителя, и не менее тщательной координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом.
Технология метода проектов направлена на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т.д., все это потребуется им в жизни, т.к. работа в малых группах сотрудничества – одно из основных направлений социализации личности.
Проектная технология, которую я использую на практике в течение 3-х последних лет, на данном этапе развития современной школы актуальна и востребована, т.к. отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности. Но внедрять её необходимо последовательно и продуманно. Опыт показывает, что полное вытеснение традиционного образовательного процесса проектной технологией может привести к падению научной и общей функциональной грамотности, т.к. она беспомощна в формировании фундамента компетенции.
Чем этот метод лучше? Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.
Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами.
Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
1.3. Цели и особенности проектного обучения.
Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

1.4. Этапы работы методом проекта.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:
№ №
Этапы
работы над
проектом
Содержание работы на данном этапе
Деятельность учащихся

Деятельность учителя

11
Подготовка
Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы
Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2 2
Планирование
а) Определение источников информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за деятельностью учащихся.

33
Исследование
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

44
Формулирование результатов или выводов
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
Консультирует учащихся.

55

Защита проекта
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

66
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – с. 74.

Н.Ю. Пахомова предлагает осуществлять проектную деятельность в 4 этапа:
Погружение в проект;
Организация деятельности;
Осуществление деятельности;
Презентация результатов.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.  М.: АРКТИ, 2003.  С. 31.

Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:
Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?
Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?
Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?
Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа.
1.5. Классификация проектов.
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
№ №
Критерии
Виды проектов

1 1.
По содержанию проекта
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

2
2.
По методу, доминирующему в проекте
творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры), приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра), информационные, практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма)).


3
По характеру координирования проекта
с явной координацией, со скрытой координацией


4
4.
По включенности проектов в учебные планы
Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)
Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);
 

5
По характеру контактов
внутренние (региональные), международные


6 6.
По продолжительности выполнения проекта
Мини-проекты, (от нескольких часов - несколько недель);
Средней продолжительности (несколько месяцев);
Долгосрочные (в течение года)

7 7.
По количеству участников проекта
Коллективные,
Индивидуальные,
Групповые


Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – С. 38.
Как организовать работу над проектом?
Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.

Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Презентация (защита) проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, выводы.

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана карты, фильма и др.);
выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);
содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
   Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
   Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
   В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
 Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office. 
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это,  в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.



Заключение.

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.
Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях? И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.
Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.









Список использованной литературы.
Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – с. 74.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.  М.: АРКТИ, 2003.  С. 31.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – С. 38.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003 г. – 80 с.
Жуков В.А. Педагогическое проектирование: Уч. пос. СПб., 1996.
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515