Реализация программы Лего — конструирование в УДО


«Реализация образовательной программы «Лего – конструирование» в УДО»
Информационная эпоха, в которой мы живём, требует от детей новых навыков – таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных. Будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Основная цель обучения в дополнительном образовании детей – это социальный заказ общества: сформировать личность, готовую к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, формирование ключевых компетентностей детей, для применения их в дальнейшей жизни.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
В этом учебном году в Троицком Доме творчества в декабре открылось новое детское объединение «Лего – малыш»для дошкольников старшей и подготовительной группы детского сада им. «1 Мая». Мы начали с самой первой ступеньки освоения робототехники. Я, как педагог, прошла обучение на курсах повышения квалификации в «Уральском государственном педагогическом университете» по программе «Образовательная робототехника». Детское объединение «Лего – малыш» обучается по разработанной мною образовательной программе«Лего – конструирование», естественно – научной направленности, которая рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей детей (старшая, и подготовительная группы).
Цель программы: развитие пространственных представлений через лего - конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи программы:
1.учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
2.познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
3.используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
4.учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
5.организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
6.формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
7.развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 8-13 человек.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
• личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
•природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
•сотрудничества;
•систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
•«от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий Lego – конструированием дети с удовольствием, индивидуально и в группе с помощью конструктора «Лего» воплощают в жизнь свои фантазии, строят свой, неповторимый мир, и даже не задумываясь, осваивают сложнейшие физические и геометрические законы, развивают моторику, координацию движений, глазомер,учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Уже за небольшой период времени дети поучаствовали в четырёх проектах. «Фантастическое животное», «Боевая техника Российской армии», «Букет для мамы», «Детский сад будущего».
Эти успешные проекты доказывают нам ещё раз, что конструктор «Лего» и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учится ребёнку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований.
Очевидно, что обучение проходит успешно, когда ребёнок вовлечён в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребёнок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Закуплены комплекты Лего «WeDo», которые будут применяться во вновь открывающемся филиале этого же садика. С помощью этого комплекта дети не только смогут собирать замысловатые конструкции, но и создавать программы на персональном компьютере, которые приводят модели в действие. Так, на пример, крокодил открывает пасть, лев садиться на задние лапы и рычит, а корабль качается и скрепит во время шторма.
Опыт работы по этой направленности показывает, что современные технологии и в частности «Лего - конструирование» имеет большие перспективы развития.