Статья Особенности преподавания ритмики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы

Соверткова И.В. учитель,
ГКОУ СО "Новоуральская школа №1"

Особенности преподавания ритмики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы

Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и отдыха. Ритм важен не только в теле, но и в протекании психических процессов: переход от радости к печали и обратно, возникновение мыслей – вся работа мозга регистрируется возникающими ритмами, а состояние растерянности и безысходности объясняется отсутствием ритма. Не трудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмичное дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчиненное определенному ритму – это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность столь важна и необходима для образования и развития обучающихся с нарушением интеллекта. На уроках ритмики создаются условия для обучения детей пониманию сигналов их тел. Когда осознание ребенком своего тела в дальнейшем приведет к чувству ответственности за него, тогда образование через музыкально-ритмическую деятельность достигнет очень важной цели: оно станет не только элементом культурного или художественного воспитания, но и вернет человеку его собственный инструмент – его тело. Поскольку тело – основа всех жизненных функций, любое улучшение контакта в системе «тело-сознание» приводит к значительному улучшению образа тела и образа «Я», межличностных отношений, качество мышления и чувствования, удовольствия от жизни.
Л. С. Выготский отмечал особую роль художественной деятельности в развитии и психических функций. Он обращал внимание на то, что искусство, являясь важным фактором развития, оказывает большое терапевтическое воздействие, влияет на эмоциональную сферу, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции.
В условиях школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, значение музыкального образования бесспорно. Контингент обучающихся – это дети с легкой и умеренной умственной отсталостью. Попадая в условия целенаправленного коррекционно-образовательного процесса, дети учатся воспринимать определенные жанры музыкального искусства и виды музыкальной деятельности. Инструментом, помогающим достичь положительных изменений на пути развития личности, являются занятия ритмикой как одним из видов музыкальной деятельности.
Характерные для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на занятиях ритмикой.
Содержанием работы на занятиях ритмикой является:
– восприятие музыки;
– воспроизведение голосом музыкально-ритмических заданий;
– выполнение под музыку разнообразных движений;
– выполнение гимнастических упражнений с предметами и без них;
– выполнение танцевальных движений;
– игра на детских музыкальных инструментах;
– воспроизведение пальчиковых игр.
На уроках ритмики решаются следующие задачи:
– формировать музыкально-двигательные и ритмические навыки, умения учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей посредством подбора музыкально-ритмического материала;
– развивать воображение детей через индивидуальные задания творческого характера: ритмические и музыкально-двигательные импровизации, инсценирование песен, сказок, жизненных ситуаций, ритмическое сопровождение на музыкальных инструментах, собственные сочинения ритмических этюдов и танцев;
– воспитывать исполнительскую культуру, сценическую выдержку, умение раскрывать и доносить до зрителя танцевальный или музыкально-ритмический образ;
– формировать начала музыкальной культуры учащихся, художественный вкус.
Разработанная мною рабочая программа по ритмике содержит 5 разделов:
упражнения, направленные на:
– развитие координации;
– развитие мелкой моторики;
– ориентировку в пространстве;
– общеразвивающие упражнения;
ритмико-гимнастические упражнения;
упражнения с детскими музыкальными инструментами;
игры под музыку и импровизации движений на музыкальные темы;
танцевальные движения.
Обязательным условием на занятиях по ритмике является положительный эмоциональный фон всей деятельности обучающихся, который обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара. Используется музыка разнообразная по характеру – от лиричной, спокойной и мелодичной до яркой, бравурной, заражающей детей своим настроением. Включаются музыкальные произведения, не только доступные восприятию детей, но и близкие их интересам.
Если музыку исполняет сам учитель, то успех работы с детьми зависит во многом от того, насколько правильно, выразительно и художественно исполняется музыка, насколько исполнителю удается донести до детей ее содержание. Ясная фразировка, тщательное выполнение указанных в нотах оттенков, яркие нерезкие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в движениях. Поэтому недопустимы грубые изменения темпа, купюры, дополнительные аккорды после окончания музыки и т.п.; музыкальное произведение должно исполняться так, как оно написано композитором.
На каждом занятии осуществляется работа практически по всем пяти разделам программы. Однако, в зависимости от целей и задач конкретного занятия, мною отводится на каждый раздел различное количество времени.
Занятие по ритмике состоит из следующих частей: организационная, вводная, основная и заключительная.
Обычно в начале занятия проводятся ритмико-гимнастические упражнения, которые являются организующим моментом. Они включают в себя ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п. Также проводятся упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической координации. К ним относятся шаги и прыжки, повороты на пальцах, бег между кеглями. Используются во время проведения ритмико-гимнастических упражнений и различные предметы: обручи, ленты, мячи, скакалки, флажки и т.д.
В вводной части дети знакомятся с темой занятия, проговаривается цель и ставятся задачи. Учитывая особенности развития, мною используются пиктограммы, схематические изображения, которые направлены на развитие зрительного восприятия детей. Это позволяет настроиться на определенный ритм занятия и спланировать деятельность. Вся основная часть посвящена формированию и развитию навыков, закреплению умений игре на музыкальных инструментах, исполнению разнообразных танцевальных движений, играм под музыку и импровизации движений на музыкальные темы. Основная часть прерывается на паузу, во время которой проводятся пальчиковые игры, способствующие не только смене деятельности, но расслаблению всего организма, т.к. выполняют их дети сидя. Далее в продолжение основной части создается ситуация для закрепления полученных знаний посредством самостоятельного исполнения на музыкальных инструментах, воспроизведения танцевальных движений и элементов игр на новом музыкальном материале. В заключительную часть занятия вводятся упражнения на развитие статической координации, которые выполняются стоя на обеих ногах либо на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю.
Особенностью занятия ритмикой в свете его коррекционных задач является то, что обучающиеся, овладевая разнообразными движениями, совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Вялые и расплывчатые движения становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость действий, нормализуется двигательное беспокойство, снимается чрезмерная возбудимость и нервозность. Обучающиеся, отличающиеся особой робостью и боязливостью, в условиях коллективной деятельности заражаются общим настроением и постепенно включаются в работу, что сказывается на всей их учебной деятельности. Следует отметить, что занятия ритмикой создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Они способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на ритмике, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной, коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.
Занятия ритмикой позволяют осуществлять подготовку умственно отсталых детей для выступлений как в школе, так и на более высоком уровне с целью активного включения их в социум, а также помогают реализовывать цели и задачи, поставленные в программе сотрудничества с учреждениями дополнительного образования и культуры города с целью расширения поля социального взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья в виде экскурсий, посещения концертов и мероприятий, творческих встреч, совместных творческих проектов. Наши дети принимают участие в школьных концертах, творческих внеклассных мероприятиях, фольклорных праздниках с национальными традициями, детских праздниках с социально-значимой идеей, а также являются постоянными участниками городского фестиваля творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем» и городского благотворительного проекта «Мой добрый мир».
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность, как одна из наиболее доступных и распространенных форм музыкального воспитания, оказывает не только глубокое эстетическое воздействие на человека, но и развивает его. Если активно вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкально-ритмическую деятельность, то можно наблюдать развитие у них самостоятельности, познавательной активности, умения преодолевать трудности и добиться творческой самореализации каждого ребенка.

15