Использование активных методов обучения в образовательном процессе в аспекте ФГОС НОО


Использование активных методов обучения в образовательном процессе в аспекте ФГОС НОО Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Вовлеки меня, и я научусь.Китайская мудрость Эффективность методов обучения Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегосяИсследования мотивации обучающихся Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.Что такое АМО? методы начала урока; методы выяснения целей, ожиданий, опасений; методы презентации учебного материала; методы организации самостоятельной работы; методы релаксации; методы подведения итогов В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяются на: «Галерея портретов» «Поздоровайся локтями»«Измерим друг друга» «Летающие имена»«Мой цветок»АМ начала образовательного мероприятия «Дерево ожиданий»«Лицензия на приобретение знаний» «Разноцветные листы»«Фруктовый сад»«Поляна снежинок»«Солнышко и туча»АМ выяснение целей, ожиданий и опасений Метод «Дерево ожиданий»Цель – ученики самостоятельно формулируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других учеников. На протяжении всего урока видят своё продвижение вперёд. Проведение:Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока ученикам раздаются заранее заготовленные яблоки (листочки, цветочки). На них ученики пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько.По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину.Этот метод наглядно показывает самим ученикам собственное продвижение вперёд. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.Метод «Фруктовый сад». «Инфо-угадайка» «Кластер»«Мозговой штурм»АМ презентации учебного материала Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.Группы: весь класс.Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркерыМетод «Инфо-угадайка» Инфо-угадайка «Ульи» - обсуждение в группах. «Визитные карточки»«Экспертиза» «Карта группового сознания»«Cветофор» «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). «Инфо-карусель»«Автобусная остановка»АМ организации самостоятельной работы над темой Метод «Автобусная остановкаЦель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.Группы: 3-6 человекЧисленность: весь классВремя: 20-25 мин.Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (3-6 человек в каждой). На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом. Метод «Инфо-карусель» «Энергия - 1» «Роботы» «Постройся по росту»,«Красная Шапочка и Серый Волк»«Шест» «Постройся по росту». «Земля, воздух, огонь и вода». Активные методы релаксации «Земля, воздух, огонь и вода» Цель – повысить уровень энергии в классе. Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Обобщение знанийСинквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.Масленица.Яркая, разгульная.Веселит, смешит, бодрит.Древний обряд, связанный с проводами зимы.Блины.Синица.Длиннохвостая, подвижная.Выделяется, гнездится, питается.Истребляет лесных вредителей.Птица.Математика.Точная, полезная.Вычисляет, обучает, развивает.Царица всех наук.Учитель. «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан»,«Ромашка»,«Комплименты». АМ подведения итогов урока Метод «Ресторан»Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества. Заключение. У каждой методики есть свои плюсы и минусы.Активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.Активные методы обучения имеют недостаткиДети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :        не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества.