Доклад на МО Организация ученического самоуправления

Петрова Л.Н.
Организация ученического самоуправления в 7 классе. (Из опыта работы)
Слайд 2. Основные задачи воспитательной работы в классе:
Создавать в классе ситуацию успеха;
Способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
развивать классное самоуправление;
стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике
Я остановлюсь на вопросе организации самоуправления в 7 классе. Слайд 3 Самоуправление – одна из форм управления коллективом, когда предпочтение отдается демократическому, стимулирующему типу взаимоотношений. Слайд 4 Самоуправление – право на внутреннее управление своими силами право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Слайд5. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом:
В учебной работе: организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.
В воспитательной работе: развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.
В трудовой деятельности -самообслуживание.
В досуговой деятельности: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.
Слайд6. Принципы организации самоуправления:
Слайд 7. Открытость и доступность- работа органов самоуправления должна
быть открыта для всех учащихся. Все школьники могут принимать участие в делах по своему усмотрению.
Слайд 8. Добровольность и творчество. Каждый ученик имеет свободу выбора содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.
Слайд 9. Равенство и сотрудничество - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения, взаимоотношения в коллективе строятся на основе равноправного партнерства.
Слайд 10. Непрерывность и перспективность . Учащиеся могут создавать и участвовать в постоянных и временных группах.
Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
Целесообразность - деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
Гуманность - действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах.
Слайд 11. Структура органов самоуправления
Слайд 12.
Слайд 13. Деловая группа. Весь класс делится на 4 группы по 6 человек. В каждой группе есть руководитель, которого назначает классный руководитель. Остальные участники группы выбираются, учитывая пожелания учащихся. Группы участвуют в планировании, разрабатывают и проводят различные мероприятия.
Слайд 14. Временные творческие группы организуются с целью проведения единичного творческого мероприятия, по прошествии которого группа распускается. Участвуют в таких группах учащиеся по желанию, т.е. добровольно.
Слайд 15. Сектора.
Культурно-массовый(организация и проведение мероприятий)
Дисциплинарный(отслеживание пропусков и опозданий, дисциплина на уроках)
Учебный(помощь в учебе)
Хозяйственный (благоустройство кабинета, его санитарное состояние)
Редколлегия( оформление стенгазет).
Спортивный(организатор спортивно – оздоровительной работы)
Слайд16. В 7 классе все ученики имеют поручения. Вывешивается список всех поручений, а ребята сами вписывают свои фамилии.
В 5 классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы Слайд 17. мы после обсуждения и принятия наглядно оформили. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности. Слайд18.
Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на Коллективном планировании.
Методика «Древо желаний».
Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:
– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.
Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам: Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и жизнь страны.