Доклад по химии на тему Тьюторская деятельность учителя химии


Министерство образования и науки РТ
Азнакаевский муниципальный район
МБОУ «СОШ п.Победа»


Тьюторская деятельность учителя химии

Выступление на заседании РМО
учителей химии и биологии
учителя МБОУ «СОШ п.Победа»
Хамидуллиной М.А.

24.08.12
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования индивидуальной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы учащегося.Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.
Цель
Помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.
Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия,а педагог создает условия для осуществления этого действия.
Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.
Этапы технологии тьюторского сопровождения:
- Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.
- Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т. п.)
- Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?
- Выбор базового образовательного модуля (Каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?) : а) научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование;
б) коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах;
в) игровой или ролевой – ролевая игра, деловая игра, тренинг и т.п.
- Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированным вопросу-теме-проблеме.
- Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности? и др.
- Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т. д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т. п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее (например, с помощью камеры).
- Совместная рефлексия защиты творческой работы.
- Планирование следующего направления работы.
Исходная ступень развития познавательного интереса школьников средствами тьюторского сопровождения - фиксация познавательного интереса. Естественно, учитывается, что у ребят сложились какие-то познавательные предпочтения, что в каких-то семьях развитие познавательных интересов уже входило в практику семейного воспитания, что дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме и т. д.
Способы работы тьютора:
- диагностика интереса;
- анкетирование;
- «включение» и «приобщение»;
- вопросы с правом выбора.
Способы работы ученика:
- рассказ о себе;
- представление себя.
Аспекты обращения к ученическим интересам должны уступить ведущую роль познавательным задачам. Фиксацию познавательного интереса в таком контексте справедливо, на наш взгляд, определить как ориентировочный этап. Цель этапа - осознание школьником своих целей, интересов и планов.
Способы работы учителя на этом этапе:
- работа с папкой личных достижений ученика;
- беседа, консультирование;
- диагностика, тестирование;
- построение цепочки (что было, что есть, что будет).
Способы работы ученика:
представление имеющегося объема знаний по теме;
- представление своего «Я»;
- рассказ об истории возникновения познавательного вопроса;
- осознание неопределенности создавшейся ситуации, необходимость ее достройки из прошлого и будущего.
Мотивационный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы учителя и ученика.
Способы работы учителя:
- нахождение «точек удивления», вопросов в представленном материале;
- сужение или расширение темы;
- планирование шагов для достижения цели, создание «образа будущего»;
- анализ «портфеля»;
- консультации по «портфелю»;
- помощь в составлении «карты» интереса.
Способы работы ученика:
- составление карты интереса;
- сбор «портфеля»;
- анализ «портфеля»;
- выстраивание взаимодействия с другими людьми;
- сохранение независимости взглядов;
- выявление познавательного вопроса;
- определение темы выступления.
Формирующий этап включает в себя организацию представления познавательного интереса и анализ этого представления. Школьники должны осознать значение представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя. На этом же этапе учитель вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом. Совместно выбирается форма представления интереса: «открытая», лаборатория, мастерская, салон, PR-презентация и т.д.
Важнейшее звено подготовки и представления познавательного интереса - создание опорного плана конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирает сам ученик.
После представления познавательного интереса идет анализ выступления.
Ученику могут быть предложены следующие вопросы:
1. Каковы твои впечатления, чувства, эмоции после выступления?
2. Как ты оцениваешь свое выступление по сравнению с другими?
3. Что, по твоему мнению, было слабого в твоем выступлении?
4. Что было удачного?
5. Как ты этого достиг?
6. Что бы ты изменил, если бы можно было выступить снова?
7. Что у тебя не получалось, а теперь получается?
8. Готов ли ты выступить снова?
После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления:
- определение перспектив развития познавательного интереса;
- определение темы (содержательных перспектив);
- определение сроков (временные перспективы).
Опыт применения тьюторской технологии показывает, что самостоятельно добытые знания и сведения, работа с ресурсной картой, составление опорного плана-конспекта помогают ученику не только максимально расширить «границы вопроса», но и прочнее запоминать различные сведения, не теряя при этом интереса. Эмоциональный комфорт, сотрудничество, творчество сопровождают весь процесс тьюторского сопровождения познавательного интереса.
Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают следующие виды деятельности:
1. Поиск в окружающем мире удивительных явлений, сказочных образов, примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей - краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала.
2. Систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов.
3. Оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов.
4. Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий.
5. Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции.
6. Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями.
7. Составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов.
Сначала исчезает познавательный интерес, способность творить, потом интерес к учебе и... к жизни. Чтобы не погасить желания познавать, нужно дать каждому ученику возможность творить свое будущее. И в этом, на мой взгляд, может помочь тьюторское сопровождение интереса.