Особенности архитектуры города Улан-Удэ с точки зрения видеоэкологии


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Особенности архитектуры города Улан - Удэ с точки зрения видеоэкологии Гармаева Туяна ученица 8 класса РБНЛИ №1 Научный руководитель Гармаева Соелма Лопсоновна у читель географии РБНЛИ №1 I. Введение. Актуальность. Зодчество развивалось тысячелетиями в соответствии с потребностями человека, творения прошлых эпох радуют нас. Достаточно вспомнить афинский храм Парфенон, коллонада которого вторит ритму праздничного шествия. Современная архите ктура по всему миру развивается в противоречии с естественными законами зрения, что приводит к формированию агрессивной визуальной среды. Смог ли избежать этой участи город Улан - Удэ? Насколько развитие нашего города подчиняется общим тенденциям развития ми ровой архитектуры? Вот главные вопросы, которые я пыталась проанализировать в своей исследовательской работе. Вопросы развития планировки и застройки г. Улан - Удэ, сохранение и приумножение самобытности его архитектуры наиболее полно освещены в книге Минерт а Л. К. ©Архитектура Улан - Удэª.Данные, приведенные в этой книге, позволили мне сделать обзор изменения визуальной среды по мере развития города от Удинского острога до современного времени. . Окружающая среда города, необходимая человеку для полноценной жи зни, определяется рядом компонентов, среди которых основным была и остается визуальная среда, та среда, которую городской житель воспринимает через орган зрения. Изучение законов зрительного восприятия окружающего мира позволит избежать многих социальных и экологических проблем развития города. Цель: Оценить особенности архитектуры города Улан - Удэ с точки зрения видеоэкологии. Задачи: 1. Ознакомиться с концепцией видеоэкологии. 2. Проанализировать динамику изменений визуальной среды города Улан - Удэ со времени ег о основания до настоящего времени. 3. Провести соцопрос по оценке визуальной среды города. 4. П роанализировать новый генплан города Улан - Удэ в соответствии с главными принципами видеоэкологии. План. 1. Введение 2. Видеоэкология: взаимоотношения человека с окружающей средой. 3. Динамика изменений визуальной среды города Улан - Удэ (Верхнеудинска) с 17по 20 век. 4. Современное состояние архитектуры города Улан - Удэ. 5. Перспективы развития визуальной среды. 6. Выводы. I I. Видеоэкология – новое научное направление, изучающее взаимоо тношения человека с окружающей видимой средой. Архитектура являет собой сложный синтетический творческий продукт, но никто не будет спорить с тем, что понимание архитектуры, взаимодействие с ней достигается в первую очередь посредством ее зрительного воспр иятия. Вы не задумывались, почему так увлекательно бродить по старым московским улочкам, а от новостроек хочется бежать? Почему так притягивает центральный парк Манхэттена, а в промышленных районах Нью - Йорка окажется разве что случайный прохожий? Объяснени е этому дает видеоэкология, наука о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Это новое научное направление в области экологии появилось благодаря российскому ученому, доктору биологических наук, автору теории автоматии саккад (1987 г. ) Василию Филину. Он впервые рассмотрел окружающую визуальную среду как экологический фактор, базируясь на фундаментальных процессах зрения. Теория автоматии саккад. Саккадой (в пер. с франц. ©сильный толчок, рывокª) называется быстрое движение глаза, которое сове ршается непроизвольно, то есть в автоматийном режиме. Глаза непрерывно сканируют видимое окружающее пространство, совершая примерно две саккады в секунду. После каждой саккады глаз фиксирует какой - либо зрительный элемент, и в мозг поступает информация об у виденном. Глаз так устроен, что он обязательно должен за что - то зацепиться. Потом, когда он зацепился, с фоторецепторов идет подтверждение информации и мозг успокаивается: была саккада, был элемент, элемент зафиксирован. В архитектурных объектах число таки х ©зацепокª должно быть в достаточном количестве. Визуальную среду города загрязняют в основном гомогенные и агрессивные визуальные поля. Гомогенное поле представляет собой поверхность, на которой либо отсутствуют видимые элементы, либо их число минимально , агрессивное поле состоит из большого числа одинаковых элементов. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения, такие как автоматия саккад, бинокулярный аппарат, конвергенция, on - и off - системы и зрительны е центры. Для мозга это огромное напряжение: он перебирает тысячи вариантов и не может ни на чем остановиться. Результат воздействия такого поля на человека – дискомфорт, неприятные ощущения, даже тошнота. Длительное пребывание человека в подобной среде ве дет к нарушению автоматии саккад. В современной архитектуре есть польза и прочность, но нет красоты. Люди научились успешно решать инженерные вопросы градостроительства, мы умеем делать дома с удобствами: лифт, газ, вода холодная и горячая, ванная, туалет , мусоропровод стали нормой нашего быта. Но к сожалению, повсеместно нарушается требования к визуальной среде, фактически в этом вопросе с некоторых пор наступила эра стихийности. В городских условиях нередко одно агрессивное поле соседствует с другим – мн огоэтажные здания с большим числом окон, навесные вертикальные русты, панельные дома, облицованные керамической плиткой, кирпичная кладка с потайным швом, а также всевозможные решетки, сетки, гофрированный алюминий, шифер и т.д. Не случайно в последнее вре мя во всех крупных городах увеличилось число психических заболеваний. Специалисты называют это ©синдромом большого городаª, который нередко проявляется в агрессивности человека. Одна из причин заболевания – противоестественная видимая среда. В Москве 35% л юдей, живущих в так называемых ©спальныхª районах с безликими коробками домов, заявили, что этот район им не нравится, а 72% опрошенных вообще хотели бы оттуда уехать Самая комфортная для глаза визуальная среда – природа. А в природе нет ни одной прямой ли нии. В современном мире стремительно развивается архитектура бионических сооружений. В ней отсутствуют прямые линии и углы, она является естественным продолжением самой природы. Бионическая архитектура тесно связана с теми проблемами, которые изучает видео экология, подобные архитектурные строения изначально предполагают взаимосвязь с природным ландшафтом. Формы, линии бионических сооружений дополняют ту местность, в которой предполагается строительство таких сооружений. Когда человек смотрит на подобное зда ние, у него не возникает чувства раздражения – глазу есть за что зацепиться. Бионический стиль предполагает синтез природных форм и высоких технологий, а так как скорость современной жизни жителей крупных мегаполисов создает определенные параметры для жизн енного пространства, одним из важных критериев качества современного жилья его функциональность и комфорт. II I . Динамика изменений визуальной среды города Улан - Удэ (Верхнеудинска) с 17по 20 век. Условно видимую среду можно разделить на две части: естест венную и искусственную. Естественная среда всегда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа ©лепилаª глаз ©под себяª. Искусственная же среда все больше отличается от природной и чаще всего находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека. 90 % своей истории человек провел в полном единении и гармонии с природой, существуя как ее часть. Что подтверждается историей освоения и развития территории нашего города. Русские землепроходцы появились в Забайк алье к середине XVII века . Главным преимуществом, способствовавшим экономическому развитию Удинского острога, являлось его географическое положение. Немаловажным фактором при выборе места была красота местности. Природные условия г. Улан - Удэ оказались вел иколепны. Река Уда, впадающая в полноводную р. Селенгу, ее треугольная долина, зажатая с юго - востока и северо - востока высокими и крутыми горными хребтами, широкая, низменная пойма с множеством протоков и островов, террасообразный рельеф представлял собой р едкое по красоте сочетание водных потоков, степи и горной тайги. Вот где простор для творчества градостроителя. Знаменитый австрийский архитектор Хундертвассер считал, что человек должен жить в гармонии с природой, не вступая с ней в постоянный конфликт. Он должен не разрушать, а сохранять естественный пейзаж насколько это возможно. В одном из указов Петра I есть слова: ©Остроги строить, как мера и красота укажутª. Русские казаки заложили Удинский острог и построили его в полном соответствии с современными положениями видеоэкологии и царскому указу. Простота и лаконичность форм, конструктивная ясность сооружения придавали архитектуре острога суровую выразительность. Размещение его на высоком естественном пьедестале холма сообщало сооружению характер архитек турного монумента. Стены и башни должны были не только служить для защиты, но и вызывать своей архитектурой уважение к новым властям, достойно представлять русское государство. Слитый с основанием мощный объем со строгим силуэтом островерхих башен гармони ровал с тревожной угрюмостью окружавшей его суровой горной тайги. Это органическая взаимосвязь между характером архитектуры Удинского острога, и природными условиями, несомненно, производила большое эмоциональное впечатление. (Рис. 1) Первоначально отдельны е строения и массивы усадеб занимали прибрежную полосу у горы с крепостью. В 1785 году Верхнеудинск становится уездным городом Иркутского наместничества с магистратским управлением. Это определило направление города, темпы роста населения и характер градос троительства. В планировке получило отражение направление рек Селенги и Уды, а также подводившего к городу подъезда с Иркутского тракта. Направление улиц прямоугольной сети параллельно берегам рек и в то же время почти точно соответствует сторонам света. Улица, служившая продолжением Иркутского тракта, получило значение главной планировочной оси. Именно она выделена среди других тем, что завершена архитектурной доминантной - зданием Одигитриевского собора . (Рис 2). Собор был заложен в 1741 г. Основа компо зиционно пространственной структуры - взаимодействие трех объемов: низкого и широкого ( трапезной) и двух высотных - колокольни и церкви. Мощному устремлению ввысь шпиля и колокольни противопоставляется более спокойный и изящный взлет ярусного завершения ц еркви. Оригинальная композиция сооружения лестницы сообщало ее архитектуре дополнительный элемент торжественности и оптимизма. Высокие шатры колоколен и церквей, энергично выделяясь среди жилой застройки, придавали панораме Удинска характерное для русских городов живописное композиционное сочетание архитектурных масс и своеобразие силуэта. В то же время контрастное противопоставление архитектурных вертикалей башен горизонтали реки и горному ландшафту, выступающему в роли фона, устанавливало достойную взаим освязь архитектуры и природного окружения.(Рис.3) На главной улице, невдалеке от собора, находилась большая торговая площадь. В центре площади здание Гостиного двора. В особенности следует отметить достоинства его внешнего облика. Главным из них является л аконизм примененных архитектурных средств. Мощный, геометрически ясный объем Гостиного двора четко расчленен спокойным ритмом тяжеловесных аркад, что придавало архитектуре пластическую выразительность и монументальность Но наибольшую архитектурную выразите льность площадь получила в своей южной части. Здесь появилось заметное каменное здание “ дома с лавками купца Курбатова”. Здание вскоре стали именовать Торговыми рядами. Скромному утилитарному назначению сооружения придана поэтически возвышенная архитектур ная форма. Средний двухэтажный объем здания, располагающийся по оси площади и гостиного двора, украшен богатым восьми колонным портиком коринфского ордера. Вдоль всего первого этажа на высоком ступенчатом стилобате устроена крытая галерея с ионическими кол оннами. Стройность композиции архитектуры всего здания и отдельных его частей, тонкая прорисовк а деталей свидетельствует о том, что этот дом является творением мастера. (Рис.4.5.) В XIX веке в центре города были построены каменные здания в стиле классичес кой архитектуры. Специалисты их называли зданиями ©чистой архитектурыª. До наших дней сохранились в городе и памятники древнего деревянного зодчества. Они несут традиции далекой старины. Ажурная резьба по наличникам и карнизам, резные галереи, мезонины, ле стничные переходы, парадные и сейчас поражают своеобразием и красотой. Благодаря чему Верхнеудинск считался одним из лучших городов Сибири XIX века. В 1833 году по пути из Иркутска в Кяхту здесь останавливался известный сибирский писатель и краевед В. П. П аршин. В своих записях он отмечает, что Верхнеудинск очень красив, по величине он походит на хорошенькую модель. Он называет его улыбающимся франтиком из всех городов Иркутской губернии. “Большая улица обставлена каменными зданиями, много домов легкой и кр асивой архитектуры”. В 1890 году через Верхнеудинск проезжал на Сахалин великий русский писатель А. П. Чехов. В одном из своих писем к сестре он писал: ©О том, как я ехал по берегу, Селенги и потом через Забайкалье, расскажу при свидании, а теп ерь скажу только, что Селенга – сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью – по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния – и так всю тысячу верст. Верхнеудинск миленький городок…ª. Итак, исторически сложившаяся часть города наиболее благоприятна для автоматии саккад и является наиболее комфортной визуальной средой. “Подержавшись” за одну башенку глаз, сделав саккаду, може т ”перехватиться” и легко найти себе для фиксации следующую деталь – в этом и есть игра глаз. С приходом Советской власти изменился статус города . В 1923 г. Верхнеудинск стал столицей Бурят - Монгольской Автономной Советской социалистической республики. Пла нировочная структура Верхнеудинска претерпевает коренные качественные изменения.. С 1932 года началось широкое индустриальное развитие города. Большие последствия для дальнейшего развития города имело территориальное размещение промышленных новостроек. Ра сположение паровозо - вагонного завода, в непосредственной близости к городской застройке привело к чересполосице селитебных и промышленных зон, и к тому, что центральная часть территории города была занята промышленной и складской зонами. Такая структура со хранилась до сегодняшнего времени, что создает удручающую визуальную картину. Другие предприятия (стекольный завод, мясоконсервный и мельничный комбинаты и авиационный завод), наоборот, разместились в разных местах на значительных расстояниях от старого го рода. За короткий срок здесь выросли корпуса крупнейших на Востоке промышленных предприятий. Функции столицы республики способствовала увеличению численности населения. Быстрый рост города опережал творческий потенциал архитекторов, а в большинстве случа ев строили люди без архитектурного образования. В такой ситуации было уже не до ©дворцовª. Повсеместная нехватка жилья диктовала свои условия, снижала требования к архитектуре. Визуальная среда города в таких условиях стремительно ухудшалась. Предлагавшаяс я генпланом 1936 г. архитектурно - планировочная композиция Улан - Удэ была основана на сложившейся к тому времени функциональной организации территории города и принципиальной установке всемерного объединения разрозненных фрагментов в единый организм. Объеди нение разрозненных частей города проектировалось при помощи системы магистралей, трассированных по принципу кольцеобразного замкнутого движения. Основной упор в генплане был сделан на организацию жилой зоны. Практическое осуществление за предвоенные годы п родвинулось мало. В условиях, когда крайне обострилась жилищная проблема, а массовое жилищное строительство только еще начиналось, предложения генплана о первоочередной реконструкции старых центральных частей города, создании архитектурных ансамблей из общ ественных зданий воспринимались как несвоевременные. В эти годы четко определились границы нового расширенного городского центра – композиционного ядра планировочной структуры города Улан - Удэ. Здание обкома партии (Народного хурала) заняло угловой участок , и его архитектура получила угловое решение. Подчеркнуто - пластическая архитектура здания, богатая светотенью, строгая и бодрая в активном противопоставлении горизонталей и вертикалей весьма выразительна. Это здание остается одним из лучших зданий города (Рис. 6.). Особая гордость города - Театр оперы и балета - святая святых, мекка культурной жизни республики, начал строиться в 1945 году. Это было крупнейшее общественное здание, построенное в тяжелые послевоенные годы. Строительные работы затянулись на шес ть лет. В 1952 году оперный был окончательно представлен горожанам и гостям столицы Бурятии. 1 мая здесь состоялся торжественный вечер и первый большой концерт. А предысторией строительства являлась разработка в 1934 году проекта Дворца социалистической ку льтуры. Он проектировался на том же месте, на котором впоследствии возвели театр. Проект здания оперного театра принадлежит архитектору А.Н.Федорову(Рис.7) Архитектура послевоенной жилой застройки Улан - Удэ характеризуется абсолютным преобладанием зданий п остроенных по типовым проектам, которые подвергались корректировке в соответствии с климатическими и сейсмическими условиями Улан - Удэ. Хоть имелись проекты детальной планировки поселков и отдельных объектов, их осуществление в натуре всецело зависело от за стройщиков. В связи с этим застройка часто образовывала группы домов, не представляющих единого, функционального и архитектурного единства. Проекты редко выполнялись полностью, в особенности ©неважные мелочиª благоустройства и озеленения . При разработке генплана возможности и значение индивидуального строительства были недооценены и потому предусматривались ограниченные территории. Одним из последствий явилось самовольное строительство, что не могло способствовать созданию благоприятной в изуальной среды. Несмотря на эти недостатки, типовые проекты обогащались особенностями исполнения и вариации декоративной обработки конструктивных деталей дома, ворот и оград, исключая монотонность. Украшают поселки разноцветные наличники домов. Декоративн ые мотивы и резьба применяется обычно скромно. Несомненна связь многих вариаций со старинными народными композициями. Весьма ощутим недостаток зелени. Если даже для застройки отводились участки соснового леса, от него к концу строительства оставалось лишь несколько деревьев. Решение партии и правительства по вопросам строительства и архитектуры1954 – 1955 гг., направленные на крутое изменение советского градостроительства, ориентировали его, в первую очередь, на ускоренное и массовое возведение жилых домов. В Улан - Удэ главным районом концентрированного жилищного строительства должны были стать земли за Удой. В 1958 г. утвержден ©Проект детальной планировки Октябрьского районаª (Ленинградское отделение Гипрогора, архит. Л, Н, Путерман, О, А, Бронская ), охва тивший территорию западной части Зауды, а также комплексная застройка кварталами и микрорайонами (18. 20, 20 - а, 40.41, 43 Октябрьского района, 4, 6, 10, 12, - Железнодорожного, 1,2, 4,14,16 – Советского). Типовые проекты архитекторы нашего города старались хоть каким то образом улучшить. Архитекторы руководствуются необходимостью обеспечить застройку жилых образований на основе единства функциональных и идейно - художественных принципов. Для повышения эстетических качеств искусственной среды обитания человека использовали цвет, фактуру и рельеф материала. Но во имя массовости строительства использование этих средств, в типовых проектах 60 - х гг. было крайне сокращено. На смену <сталинскому> ампиру 50 - х годов пришла <коробчатая>, панельная архитектура 60 - 70 - х, к огда приветствовались строгость и функциональность. При ограниченности набора предлагавшихся к использованию типовых проектов перед архитекторами возникла нелегкая задача добиться снижения уровня монотонности минимальными средствами. Одним из них был цвет применявшихся конструктивных материалов: красного и силикатного кирпича, элементов сборного железобетона. При невысоком качестве кирпича и производства строительных работ комбинации кладки в виде тех или иных полос или орнаментальных мотивов давали малый э ффект. Поэтому архитектура некоторых кварталов строительства 60 - х годов производит впечатление скупо утилитарной. Монотонное единообразие застройки в значительной степени скрадывалось озеленением. В конце 1970 - х гг. начался переход жилищного строительства на новые серии домов: 114 при строительстве из кирпича и 135 - ю крупнопанельную. Они обладали улучшенными функциональными качествами квартир за счет обилия балконов и лоджий . Однако, преследуя функциональность, была создана агрессивная визуальная среда. Эт о однотипные прямоугольные здания, с однообразными серыми оттенками. В 1982 году, завершено строительство одного из наиболее значительных сооружений города - нового здания Бурятского государственного академического театра драмы им. Хоца Намсараева. Эскизн ый проект разработан Московским институтом Гипротеатр. В моем представлении театр - это храм искусства. И строиться он должен был в соответствии со своим назначением. Что же было предложено Бурятии, если при обсуждении проекта общественностью предлагалос ь обогащение архитектурных форм элементами бурятского изобразительного искусства. В книге Л. К. Минерта ©Архитектура Улан - Удэª указывается, что первоначальный проект подвергся значительной переработке, коснувшейся главным образом архитектурно - декоративной стороны сооружения. Несмотря на все это здание театра, представляет собой типичную серую коробку. Торцевые части здания представляют собой гомогенные поля. Большая работа была проведена на фасадной части здания. Барельеф ©Цветущая Бурятияª (автор народный художник РСФСР Д.Н. Дугаров) украшает панораму застройки, разбивает большое пространство на видимые элементы. На мой взгляд, здание театра должно было быть более интересным и красивым. Бурное развитие промышленности, быстрый рост населения города в 50 - 60е годы, заложило первые основы нарушения гармоничной визуальной среды. В 70 - 80х годах архитектурный стиль ©сталинский ампирª сменяется на функциональную коробчатую архитектуру. В результате которой новые кварталы города(Зауда) сплошь агрессивные и гомогенные поля. IV.Современное состояние архитектуры города Улан - Удэ. В последнее время во всех крупных городах увеличилось число психических заболеваний. Специалисты назвали это явление ©синдромом большого городаª. Среди множества факторов противоестественная вид имая среда вносит свой вклад в рост психических заболеваний. Здесь уместно напомнить высказывание Авиценны: ©Все, что природа накопить сумела, незримо входит в природу телаª. Если и дальше строить города так, как мы делаем это в наши дни, то психиатрически е больницы там же нужно строить в десятки раз быстрее. Агрессивная среда побуждает человека к агрессивным действиям. В агрессивной видимой среде человек часто находится в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, в новых микрорайонах с противоестест венной визуальной средой число правонарушений больше, чем в центральной части города. Так в Улан - Удэ криминогенная обстановка ухудшается от центра (историческая часть ) к окраинам(квартала 70 - 80х гг.) По данным СМИ больше всего преступлений совершаются в т аких районах, как Комушка, ЛВРЗ, ПВЗ, Мелькомбинат. В России треть населения нуждается в лечебной или консультативной психологической помощи. Только в нашей республике зарегистрировано более 5000 больных с психическими расстройствами, в том числе1000 по дростков. В Улан - Удэ таких больных более 2000, из них около 600 – дети. Особую настороженность у специалистов вызывает высокий показатель суицида в городе. Если критический уровень составляет двадцать человек на сто тысяч жителей, то в Улан - Удэ он на поряд ок выше. При анализе совершенных суицидов большая часть обнаружила начальные признаки психического заболевания либо скрытых расстройств. По мнению ученых, сама архитектура новостроек, с их прямыми линиями и углами, действует на психику угнетающе. Совершен но очевидно, что ошибки, допущенные при формировании среды, окружающей человека, всякий раз приобретают глобальный характер. После периода затишья 90х годов в городе Улан - Удэ начался настоящий строительный бум.Новое строительство призвано украсить город. На это надеется каждый горожанин, к этому стремится каждый архитектор. Но у разных людей разное представление о красоте, и оно не всегда соответствует нормам видеоэкологии. В работе архитектора таким критерием, видимо, является учет существующих условий и использование их с таким расчетом, чтобы своими действиями способствовать развитию гармонических архитектурных комплексов. Сейчас, в годы бурной массовой застройки, реконструкции старой части города, очень актуальной стала необходимость всемерного сохранен ия и развития исторически сложившегося индивидуального архитектурного облика города. Трехсотлетняя история оставила нам ряд своих свидетелей в виде сооружений давно ушедших лет. Среди них такие заметные, как Одигитриевский собор или Гостиный двор, а также рядовые сооружения прошлого, которые еще могут долго служить и придавать городу неповторимый облик, а также создавать благоприятную визуальную среду в наиболее посещаемых нашими горожанами и приезжими местах. Метод сплошного сноса и замены новыми не всегда отвечающими нормам видеоэкологии зданиями, как показывает уже осуществленный в Улан - Удэ опыт, наносит визуальной среде города невосполнимые потери. Перенос отдельных зданий в Этнографический музей народов Забайкалья на Верхней Березовке задачи сохранения индивидуального облика города никак не решает. За последнее десятилетие мэрия города прилагает большие усилия по благоустройству города и реставрации исторических зданий. В этом смысле особо можно отметить площадь Революции, то есть исторический центр горо да. Старинные здания засияли новыми красками, территория вокруг благоустроилась. В скверике построены новые беседки, фонтаны, пешеходные дорожки выложены плиткой, появились детские игровые площадки, скамейки, которые гармонично вписались в композицию ансам бля. Но площадь Революции стала более тесной по причине размещения на ней развлекательного парка © Lion ª и множества киосков, торговых прилавков. Кроме всего этого визуальную среду центра резко меняют осветительные приборы, рекламные табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров, бесчисленные рекламные табло на площади и особенно на Арбате, т.е. на улице Ленина. Безусловно, они создают атмосферу праздника, но утомляют зрение. Что бы узнать мнение горожан внешнем облике города я провела небольшой соцопрос. Данные приведены в виде диаграмм. Проанализировав данные опроса, я сделала следующие выводы, что большинство респондентов проживает в Октябрьском районе, на Левом берегу и пригородной зоне. Эти районы типично ©спальныеª. Большинство из них недовольны общим обликом мест своего проживания. Объясняют это большим количеством свалок, которые нарушают эстетичность территории. Получается, что в спальных районах слабо обстоит дело с уборкой территории. 56% респондентов ответили, что не любят проводить лето в городе . 28% все равно. И только 16% ответили положительно. Это подтверждает, что городская среда не самое благоприятное место для отдыха. Зеленные насаждения, по Хундертвассеру, особенно важны в архитектуре. На вопрос достаточно ли озеленения в городе Улан - Удэ 16% считают, что мало. Это оказались в основном жители Октябрьского района, 60% - много. Так считают жители поселка Загорск, 102 микрорайона, Иволгинского района и Левого берега, где преобладает естественная растительность. Известно, что при большом количе стве гомогенных и агрессивных полей в окружении, у человека может ухудшиться самочувствие. 20% говорят о том, что их утомляет вид зданий. Учитывая возраст респондентов, я считаю, что это довольно большой показатель. Город Улан - Удэ быстро преображается и з а последние 3 - 4 года у нас появилось много новых красивых зданий. Правда, не все они соответствуют нормам видеоэкологии. Среди самых популярных мест отдыха называются сквер на Юбилейном, Арбат, район Верхней Березовки, проспект Победы, а так же места, где есть общий обзор города, как Лысая гора, сопка Любви, ДК ©Рассветª, Дацаны. Получается, что наиболее привлекательно выглядит обновленная историческая часть города. (Приложение№1) Здесь подтверждается концепция об автоматии саккад. Разные сложные элементы - завитки фонарей, лепнина на зданиях и т.д. дают возможность нормального режима работы зрительных анализаторов. V. Перспективы развития визуальной среды города Улан - Удэ. 25 ма рта 2008 депутаты городского совета утвердили генеральный план по развитию Улан - У дэ. Он разработан на 25 лет, разработкой занимались сотрудники Санкт - Петербургского института урбанистики. Генплан предполагает развитие науки и экономики столицы Бурятии, дальнейшее укрепление и развитие ведущих отраслей города, развитие воздушного, желез нодорожного, автомобильного транспорта, речного судоходства и речного флота, туризма, а также сохранение и развитие традиционных отраслей суконного, стекольного производств, пищевой промышленности и строительной индустрии. Кроме того, будет развиваться сет ь учреждений социального назначения - больницы, профилактории, школьные и дошкольные учреждения. Основное жилищное строительство в Улан - Удэ в ближайшие годы намечается в Октябрьском районе, который будет развиваться в юго - восточном и юго - западном направле ниях. Железнодорожный район планируется развивать в северо - восточном направлении. Сегодня, городу не хватает нового доступного жилья . Планир уется строить жилье с квартирами эконом - класса : небольшие по площади, недорогие в содержании, доступные молодым люд ям с доходами работников бюджетной сферы. При таком подходе вновь возникает опасность экономии средств на декоративных элементах. Тем более, когда прямо оговаривается, что на стоимость здания повлияет простота форм, возможность блокирования секций, примене ние монолитного железобетона и дешевых материалов в ограждающих конструкциях. В соответствии с генпланом можно предположить, что улучшится облик одной из центральных улиц, - улица Борсоева . Мимо нее проходит железная дорога, рядом расположены складские зо ны, типичные пятиэтажки 306 и 335 серии. Все это будет сменяться . Сейчас здесь строится общественно - деловой и гостиничный комплекс с 17 - этажной гостиницей на Элеваторе, 10 - этажное здание налоговой инспекции. К сожалению, архитектура зданий соответствует с овременной агрессивной среде. Сегодня в центре нашего города преобладают жилые пятиэтажные дома первых массовых серий времен 60 - 80 гг., по соседству с малоэтажной деревянной застройкой с печным отоплением и водоколонками. Конечно это не украшает город и я рада, что в ближайшие годы хрущевки на основных магистральных улицах по проспекту 50 - летия Октября, Борсоева, Бабушкина и Терешковой будут снесены. Но что заменит? Планируется высотная 9 - 16 - этажная застройка. Понимая необходимость строительства вверх, т ак как территория города ограничена горами, хотелось бы, что бы в архитектуре этих зданий было как можно больше разных элементов декора. Это не только позволит создать благоприятную визуальную среду, но и позволит создать индивидуальный облик города. Радуе т, что в генплане будут введены ограничения по высотности застройки в нижней части исторического центра, где сосредоточены памятники истории и культуры. Новый Генплан предполагает увеличение территории города с нынешних 34,9 тыс. га до 37,7 тысяч. Парки и скверы Улан - Удэ займут около 30 процентов территории города. Если добавить городские леса, то зеленая зона составит 40 процентов. Я думаю всем принципам видеоэкологии будет соответствовать юго - восток и юго - запад города, где будут строиться малоэтажные дом а (3 — 4 этажа), коттеджная и усадебная застройка (1 — 2 этажа). Они составят основной облик этих мест. По плану здесь появятся не только новые улицы, но и новые красивые площади, бульвары, скверы. Радует, что в проекте уделено внимание выносу и реконструкции промышленно - коммунальных зон. Такие, как территория нефтебазы, предлагается отдать под организацию парковой зоны. Территория БМДК, которая была на улице Ключевской и выходила на набережную Уды, будет реконструирована и отдана под жилую и общественную заст ройку, как и территория ТСМ. У нас будет выход к Селенге при реконструкции судостроительного завода, так как территория передается под застройку. Это позволит создать набережную вдоль улице Корабельной в едином стиле, со спор тивными и другими сооружениями. Я считаю, что наш город должен развиваться в соответствии с самыми передовыми идеями и достижениями архитектуры. Одной из таких является бионическая архитектура. Она предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт. Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции. В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природ ой. Я очень хочу, что бы мой город развивался именно в таком стиле. VI. Выводы.  Ухудшение визуальной среды города Улан - Удэ началось в 30е годы - в период индустриального развития.  По данным проведенного соцопроса выявлено, что жители города недовольны внеш ним обликом окраин города (мест проживания), отмечая при этом, что историческая часть города вызывает у них наибольшее удовлетворение.  Генплан города предусматривает дальнейшее расширение горо да. Будет высотное строительство на месте пятиэтажных ©хрущевокª , что неизбежно приведет к появлению больших плоскостей, а это в свою очередь к ухудшению визуальной среды в ©спальныхª районах. В проекте уделено внимание выносу и реконструкции промышленно - коммунальных зон, что позволит увеличить зону отдыха в центральны х частях города.  Ухудшения визуальной среды можно избежать при использовании бионики в архитектуре. Список литературы. 1. В.А. Филин. ©Экология визуальной среды городаª. 2. В.А. Филин. Глядя на город/техническая эстетика. 1989, №9, с. 20 – 22. 3. В.А. Филин. ©Виде оэкологияª. - М.:изд - во МГУ, 2004. 4. В.А. Филин. ©Автоматия саккадª. - М.:изд - во МГУ, 2002 5. Л.К. Минерт. ©Архитектура города Улан - Удэª. – Бурят.кн.изд - во.1983 6. В.Н. Холина. ©География человеческой деятельностиª. Город: границы, размеры, пределы роста. с. 165. – М.: ©Просвещениеª.2001.