Положение и программа природоохранной работы в школе


МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
ПРОГРАММА
ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ
МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
на 2014-2018 гг.
Составитель:
руководитель природоохранной
работы школы
учитель биологии и географии
Макарова Е.Н.
д.Пригоры, 2014
Информационная карта программы
Полное название программы Программа природоохранной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пригорьевская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
Цель программы Природоохранная работа организуется с целью:
۷усвоения учащимися системы экологических знаний,
۷понимания ими сущности экологических закономерностей,
۷воспитания у учащихся любви к природе,
۷понимания многосторонней ценности природы для общества и человека,
۷приобретения учащимися определенных умений и навыков исследовательской деятельности,
۷овладение нормами и правилами поведения в природе
Направления деятельности МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОДНОГО КРАЯ
Работа по данному направлению проводится по заданию Фенологической комиссии Русского Географического общества и Института глобального климата и экологии
Автор программы Макарова Елена Николаевна, учитель географии и биологии
Адрес, телефон Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригорьевская средняя школа»
216556, Россия, Смоленская область, Рославльский район, д. Пригорытел./факс 8(48134) 5-34-95, 5-34-93/8(48134) 5-34-93e-mail:  prigor30@mail.ru  сайт:  http://prigorschool.jimdo.com
Место реализации МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
Количество учащихся 69
Возраст учащихся Учащиеся 1-11 классов
Сроки реализации 2014-2017 гг.
Содержание программы
№ раздела Название раздела
1. Пояснительная записка
2. Направленность программы
3. Актуальность программы
4. Цель и задачи программы
5. Срок реализации программы
6. Возраст детей
7. Принципы, используемые при планировании и проведении мероприятий в рамках реализации программы
8. Механизм реализации программы
9. Основные направления реализации программы
10. Методическое обеспечение программы
11. План мероприятий по реализации программы
12. Ожидаемые результаты
1.Пояснительная записка
Природоохранное и экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологической, социальной, медицинской.
В нашем населенном пункте экологическая и социальная ситуации являются не самыми худшими в районе.
Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего деревни.
Имеют место социально-экологические проблемы: невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей деревни, невысокий культурный уровень общения с природой.
Учитывая экологическую и социальную ситуацию в микрорайоне, роль экологической культуры в нравственном, духовном развитии человека, в школе была принята природоохранная программа.
2. Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. Агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, стенгазеты, видеоролики).
3. Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе
4. Цель и задачи
Цель программы: Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи программы:
1.Развивать инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство класса, пришкольной территории;
2. Проводить информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;
3. Исследовать различные формы растений и животных, обитающих на пришкольной территории и территории сельского поселения, пропагандировать бережное к ним отношение.
4.продолжить оборудование на территории пришкольного участка зону для лекарственных растений, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб.
5. Участвовать в написании и реализации экологических проектов, экологических акций и инициатив.
5. Сроки реализации программы
Данная программа реализуется на протяжении 3 лет с 2014 по 2017 гг.
6. Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся 7-18 лет.
7. Принципы, используемые при планировании и проведении мероприятий в рамках реализации программы
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь учебного процесса и внеурочной деятельности, воспитательной работы.
Принцип вариативности предусматривает планирование мероприятий в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально-климатическими условиями и видом учебного учреждения.
Принцип межпредметных связей, нацеленных на формирование экологического мировоззрения учащихся.
В программе предлагаются следующие формы работы:
- теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии и природоохранной деятельности;
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия по экологии;
- участие в природоохранных акциях.
Формы подведения итогов:
- участие в проектной деятельности;
-организация экологической конференции;
- выставки;
- соревнования.
8.Механизм реализации программы
Данная программа реализуется в МБОУ «Пригорьевская средняя школа» в течение 3 лет на двух уровнях: классном и общешкольном. К реализации программы привлекается педагогический коллектив, учреждения дополнительного образования, родители учащихся.
Основными исполнителями мероприятий программы являются: педагогический коллектив, учащиеся 1-11-х классов, родители. Исполнители программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет штаб воспитательной работы. Штаб определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения направленные на повышение эффективности в работе.
Отличительные особенности программы:
Программа носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность, нацелена на решение ряда экологических и педагогических задач.
Индивидуальность данной программы заключается в том, что:
- просветительская работа будет носить занимательно-познавательный характер;
- большую часть практической работы дети будут делать не только для себя, для школы, но и для поселения, в котором находится школа.
Программа поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы, сельского поселения.
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
9. Основные направления реализации программы
1.Учебно-методическая работа
2.Пропаганда и агитация бережного отношения к природе
3.Педагогический контроль
4.Работа с родителями и общественностью
5.Административно-хозяйственная работа
6.Эколого-биологическая работа
10.Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе, работа с учебной и художественной литературой;
подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
работа с использованием компьютерных программ;
техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
План мероприятий по реализации программы
№ Содержание Сроки проведения Ответственный
1. Проведение классных часов экологической и биологической направленности Ежегодно, на основании планов воспитательной работы Классные руководители
2. Проведение викторин по экологии и биологии Ежегодно, в рамках декады ест. наук и по планам воспитательной работы Учитель биологии, классные руководители
3. Проведение экологических субботников Ежегодно Классные руководители
4. Работа летнего лагеря Летние каникулы Классные руководители
5. Санитарные пятницы (работа по облагораживанию пришкольного участка) еженедельно Классные руководители
6. Разбивка клумб и уход за ними, посадка растений ежегодно учитель биологии, учитель технологии, завхоз
7. Работа по разбивке клумб и уход за ними ежегодно Учащиеся, трудоустроенные по программе трудоустройства несовершеннолетних
8. Уход за комнатными растениями в классах и рекреациях школы ежегодно активисты школьной думы
Ожидаемый результат
При реализации данной программы, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а так же научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Результаты работы эколого - биологической деятельности будут опубликованы на сайте школы и в стенгазете.
Связь с общественностью осуществляется также через- новости школьного сайта;
- выпуски школьной стенгазеты.
Результаты работы проектной деятельности будут представлены
- творческие отчёты (альбомы с фотографиями);
- электронные презентации;
- дипломы победителей конкурсов проектов.