Урок развития речи по русскому языку с учащимися 9 «А» класса на тему: «О слово русское, родное» «Пословица – всем делам помощница»


ГБОУ
Уфимская специальная (коррекционная общеобразовательная школа – интернат № 13Урок развития речи по русскому языку
с учащимися 9 «А» класса
на тему: «О слово русское, родное»
«Пословица – всем делам помощница»
Учитель русского языка и литературы
Ягафарова Н.Л.
Уфа
Тема урока: «О слово русское, родное…»
«Пословица – всем делам помощница»
Цели урока:
работа над развитием речи учащегося;
работа над обогащением активного словаря учащихся;
работа над развитием активной мыслительной и речевой деятельности учащихся в приобретении ими жизненного опыта.
Коррекционные цели:
работа над познавательной деятельностью учащихся;
работа над красотой и величием русского языка;
работа над пониманием смысла пословиц так, как отразилась в низ жизнь русского народа и всеми своими особенностями.
Оформление доски:
«Что за золото пословицы русские!»
А.С. Пушкин.
«Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык! »
В.Брюсов.
Использование ТСО ________
Использование компьютера
(демонстрация слайдов с пословицами и соответствующими к ним картинками).
Учитель:
сегодня мы поведем разговор о богатстве, красоте и стиле русского языка. Язык, на котором говорили и писали А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.А.Ахматова.
К языку нужно относится бережно и нужно бороться за чистоту русского языка.
Ученик читает стихотворение А.А.Ахматовой «Русский язык» («Мужество»).
… не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
и внукам дадим, и от …спасем
Навеки!
Русский язык – это многонациональный язык русского народа, один из богатейших языков мира.
Известный писатель К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Ученик читает:
На всех языка есть такие слова:
Мать, Родина, счастье, река, синева
… … …
Живые, земные…
И суть их проста:
Хлеб, утро, работа,
Мечта, красота!
Кто б не был,
Любому понятны они,
Слова – путеводные наши огни.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова
В них гордая сила
Людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной
Мы – люди.
Мы дети планеты одной.
Р.Фархади.
Учитель:
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» - беседа о бережном отношении к слову.
Ученик читает стихотворение В.Шефнера«Слово».
Ученик рассуждает о том, как через слово у человека идет самопознание, самовоспитание, самосовершенствование (поэзия (… чувства добрые лирой пробуждал…), через художественную литературу (читая хороших авторов, учимся хорошо говорить). – Есть ли будущее у великого русского языка?
– Конечно, есть. Если каждый учитель сумеет зажечь учеников своей любовью к русскому языку, его будущее – прекрасно!
Учитель:
А сейчас поговорим в стихах о красоте и силе русского языка, о любви к своему языку, народу, Родине, о гордости за великий и могучий русский язык.
Ученики читают строки из стихов.
а) «Не может жизнь утратить смысл свой великий…»
Н.Рыленков.
б) «Мой верный друг, мой друг коварный!»
В.Брюсов.
в) «Если ты хочешь судьбу переспорить»
Р.Фархади.
г) «Мы тогда лишь вольно слышим»
С.Михалков.
Учитель:
Сила слова в красоте и мудрости.
А сейчас мы поговорим о пословицах. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей:
«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвиться», так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.
Сначала мы поговорим с вами о пословицах, в которых встречаются какие-нибудь числа:
(но компьютере демонстрируются слайды с пословицами):
Один за всех, и все за одного.
Ум хорошо, а два лучше.
В трех соснах заблудился.
Один в поле не воин.
Семеро одного не ждут.
Одна книга тысячу людей учит.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Работа над развитием активной мыслительной и речевой деятельности учащихся.
а) учащиеся подбирают синонимические пары к пословицам и нужные строки из изученных поэтических строк:
1) Век живи – век учись. – Ученье свет, а неученье – тьма.
Учиться – всегда пригодится. – Ученье – свет, а неученье – тьма.
(«очень я хочу учиться, обещаю не лениться…» или «Не позволяй душе лениться…»).
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. – Сказанное слово – пущенная стрела.
(«Словом можно убить, словом можно спасти…»).
Друг познается в беде. – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(«Таким друзьям на свете не страшно ничего – Один за всех на свете, и все за одного»).Терпение и труд все перетрут. – Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
«Не позволяй душе лениться…»
Человек без Родины, что соловей без песни. – Родина – мать, умей за нее постоять.
(«Если скажешь слово Родина, сразу в память встает…»)
Работа над слуховой и зрительной памятью учащихся.
Учитель называет два слова из пословицы и предлагает вспомнить пословицу полностью.
Свет – тьма; Ученье – свет, а неученье – тьма.
Труд – пруд; - Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Телега – сани; Готовь сани летом, а телегу зимой.
Дело – мастер; Дело мастера боится.
Лето – зима; Зима без снега – лето без хлеба.
Прочитать пословицы, написанные на доске, и дать их толкование.
а) Цыплят по осени считают.
б) Что посеешь, то и пожнешь.
в) Чужая душа – потемки.
г) Утро вечера мудренее.
Обобщение урока.
Учитель:
«В пословицах есть нечто, что ребенку следует понять», - говорил народный педагог К.Ушинский.
В них мудрость народа, его многовековой опыт, его отношение к разным явлениям жизни.