Программа по дополнительному (гимназическому) курсу по математике «Решение текстовых задач» предназначена для учащихся 6 классов. Предлагаемый курс «Решение текстовых задач», рассчитанный на 68 часов (2 часа в неделю).

ГУ « Школа-гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»








Программа по дополнительному
(гимназическому) курсу
«Решение текстовых задач»
для учащихся 6 классов






Составитель: Брынза Л.Н.,
учитель математики
ШГ № 3 г. Костаная.








Jостанай K., 2015 ж.
г. Костанай 2015 г.

Пояснительная записка
Программа по дополнительному (гимназическому) курсу по математике «Решение текстовых задач» предназначена для учащихся 6 классов. Большие затруднения у детей на уроках математики вызывает задание: решите задачу. Почему так происходит? Зачем надо обучать детей решению текстовых задач и как это делать?
Предлагаемый курс «Решение текстовых задач», рассчитанный на 68 часов (2 часа в неделю),оказывает определённое воздействие на развитие мышления и речи учащихся, развивает их смекалку и сообразительность, показывает связь математических задач с жизнью.
С помощью задач формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением условий задачи и главного вопроса, составлением плана решения, поиском условий, из которых можно получить ответ на главный вопрос, проверкой полученного результата.
Использование арифметических способов решения задач способствует общему развитию учащихся, развитию не только логического, но и образного мышления, лучшему усвоению естественного языка, а это повышает эффективность обучения математике и других дисциплин.
Цель данной программы:
создать условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрация увлекательности изучения математики.
Задачи данной программы:
- предоставлять учащимся дополнительные возможности для развития творческих способностей;
- повышать логическую грамотность учащихся;
- вырабатывать интерес к изучению математической теории, потребность в самообразовании и чтении научно – популярной литературы;
- создавать возможность продолжения обучения в классах физико – математического профиля.
- научить переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Содержание программы по дополнительному (гимназическому курсу) (64 часа)
Введение (2 часа)
Классификация текстовых задач. Основные общие методы решения текстовых задач.
Числовые задачи (10 часов)
Решение числовых задач. Задачи на нахождение двух или нескольких чисел по их сумме и разности; задачи на нахождение двух или нескольких чисел по их сумме (разности) и отношению.  Задачи на предположение. Задачи на нахождение части от числа и числа по его части.
Решение задач на движение (8 часов)
Классификация задач на движение. Алгоритм и формулы решения задач на движения. Задачи на движение по суше. Задачи на движение по воде.
Решение задач на проценты (10 часов)
Классификация задач на проценты. Алгоритмы и формулы решения задач на проценты. Решение задач на проценты. Решение задач на «усушку», «утряску». Решение задач на сложные проценты. Решение задач на смеси и сплавы.
Решение задач на пропорциональные зависимости( 8 часов)
Решение задач на прямую пропорциональность. Решение задач на обратную пропорциональность. Решение задач на отношения и пропорцию. Задачи на масштаб.
Решение производственных задач (7 часа)
Алгоритм и формулы решения задач на производительность. Решение задач на производительность. Задачи на процессы: на движение, на работу, на бассейны). Задачи на товаро-денежные отношения.
Решение задач на составление уравнений(5 часов)
Алгоритм решения задач на уравнения
Решение комбинированных задач (6 часа)
Решение комбинированных задач. Метод обратных задач.
Решение логических задач (5 часов)
Решение олимпиадных задач (7 часа)

Требования к уровню подготовки

По окончанию курса учащиеся должны знать:
классификацию текстовых задач;
алгоритм решения каждого типа задач;
метод решения обратных задач;

По окончании курса учащиеся должны уметь:
решать задачи на движение;
решать производственные задачи;
решать задачи на движения по суше и по воде;
решать задачи на проценты;
решать задачи на усушку и утряску;
решать задачи на смеси и сплавы;
решать задачи на пропорции;
решать смешанные задачи;
решать числовые задачи;
решать возрастные задачи;
решать задачи на отношения и пропорцию;
решать комбинированные задачи;
решать задачи методом обратных задач;

Планируемые результаты:
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
иметь элементарные умения решать текстовые задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
применять рациональные приемы тождественных преобразований;
использовать наиболее употребляемые эвристические приемы;
уметь логически рассуждать при решении задач;
уметь применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
уметь применять знания и умения в жизни






Учебно-тематическое планирование /68 ч./
№ п/п
Тема
Кол-во часов

1
Введение
2

1
Классификация текстовых задач.
1

2
Основные общие методы решения текстовых задач.
1

2
Числовые задачи
10

3
Решение числовых задач
1

4-5
Задачи на нахождение двух или нескольких чисел по их сумме и разности;
2

6-7
Задачи на нахождение двух или нескольких чисел по их сумме (разности) и отношению
2

8-9
Задачи на предположение
2

10-11
Задачи на нахождение части от числа и числа по его части
2

12
Зачет по теме Числовые задачи
1

3
Решение задач на движение
8

13
Классификация задач на движение
1

14-15
Алгоритм и формулы решения задач на движения.
2

16-17
Задачи на движение по суше.
2

18-19
Задачи на движение по воде
2

20
Зачет по теме Задачи на движение
1

4
Решение задач на проценты
10

21
Классификация задач на проценты.
1

22
Алгоритмы и формулы решения задач на проценты.
1

23
Решение задач на проценты
1

24-25
Решение задач на «усушку», «утряску».
2

26-27
Решение задач на сложные проценты
2

28-29
Решение задач на смеси и сплавы
2

30
Зачет по теме Задачи на проценты
1

5
Решение задач на пропорциональные зависимости
8

31-32
Решение задач на прямую пропорциональность.
2

33-34
Решение задач на обратную пропорциональность.
2

35-36
Решение задач на отношения и пропорцию.
2

37
Задачи на масштаб.
1

38
Зачет по теме Задачи на пропорциональные зависимости
1

6
Решение производственных задач
7

39
Алгоритм и формулы решения задач на производительность.
1

40
Решение задач на производительность.
1

41-42
Задачи на процессы: на движение, на работу, на бассейны.
2

43-44
Задачи на товаро-денежные отношения
2

45
Зачет по теме Производственные задачи
1

7
Решение задач на составление уравнений
5

46-47
Задачи на составление уравнетий


48-49
Задачи на составление систем уравнетий


50
Зачет по теме Решение задач на составление уравнений


8
Решение комбинированных задач
6

51-53
Решение комбинированных задач.
3

54-55
Метод обратных задач.
2

56
Зачет по теме Решение комбинированных задач
1

9
Решение логических задач
5

57-58
Решение логических задач
2

59-60
Решение комбинаторных задач
2

61
Зачет по теме Решение логических задач
1

10
Решение олимпиадных задач (6часа)
7

62-63
Задачи школьного и городского уровня
2

64-65
Задачи областного уровня
2

66-67
Задачи «Кенгуру»
2

68
Зачет по теме Решение олимпиадных задач
1


ИТОГО:
68


Список использованной литературы

1. Виноградова Л.П. Обучение решению задач // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Первое сентября, 2004. – 540 с.
2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987. – 264 с.
3. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1984. – 250 с.
4. Лебедев В. Анализ и решение текстовых задач // Математика в школе. – 2002. - №11. - С. 8.
5. Левитас Г.Г. Об алгебраическом решении текстовых задач // Математика в школе. – 2000. - №8. - С. 13.
6. Петухова Л.И. О решении текстовых задач по математике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Первое сентября, 2004. – 540 с.
7. Фоминых Ю. Одну задачу несколькими методами // Математика в школе. – 2004. - №20. - С. 17.
8. Чаплыгин В.Ф. Некоторые методические соображения по решению текстовых задач // Математика в школе. – 2000. - №4. - С.28.
9. Роль задач в формировании математических знаний и развитии учащихся. Учебное пособие. Екатеринбург - 1993.
10.Т.Е.Демидова, А.П.Тонких. Теория и практика решения текстовых задач. // М.: 2002.
11. М.И.Сканави. Сборник конкурсных задач по элементарной математике для поступающих во втузы // М.: 1980.
12. И.П. Рустюмова, С.Т. Рустюмова Пособие для подготовки к единому национальному тестированию по математике// Алматы 2007
13. Г.В. Касаткин, Л.В. Шевченко Готовимся в вуз. Задачи и тесты по математике// «Дрофа».: 2004.
14. Сборники пробных заданий для подготовки к ЕНТ по математике с 2004 по 2015 год.


Рисунок 115