Классный час Жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной


АХМАДУЛИНА БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА
10 апреля 1937 года – 29 ноября 2010 года
Для учащихся 8 класса МОУ Лицей г.Маркса Саратовской области
Подготовила и провела Машкова И.В.,
преподаватель МУДО Детская школа искусств №1
г.Маркса Саратовской области
Цели:
Воспитательная - оказывать благотворное влияние на формирование личности, расширение кругозора, повышение уровня речевой культуры.
Нравственная - участвовать в формировании системы нравственных ценностей и принципов личности.
Эмоциональная - оказывать положительное влияние на эмоциональную сферу человека.
Эстетическая - формировать представления человека о прекрасном, учить наслаждаться художественным творчеством.
Задачи:
-стимулировать интерес к искусству:
-создание мотивации к дальнейшему культурному «росту»
Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник массовый интерес к озвученному поэтическому слову.
Во многом это было связано с творчеством нового поколения поэтов - так называемых «шестидесятников». Это наиболее яркие представители своего поколения Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и Роберт Рождественский.
Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Борис Пастернак, Анна Ахматова и Владимир Набоков - корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников.

Семья Беллы принадлежала к советской элите. Ее отец Ахат Валеевич был крупным таможенным начальником, а мать Надежда Макаровна - майором КГБ и переводчиком. Сочетание кровей девочка получила экзотическое: по линии матери в роду были обосновавшиеся в России итальянцы, а по отцовской линии — татары. Родители целыми днями были заняты на работе, и воспитывала будущую поэтессу, в основном, бабушка. Тем не менее, Белла пострадала от удушающей любви, и чрезмерной опеки родителей.
Бабушка её была очень энергичным, волевым человеком и старалась проникнуть во все дела дочери и внучки, что пугало последнюю, потому, что у Беллы была необычная натура, тонкая психика, потребность побыть наедине со своими мыслями.
Бабушка обожала животных, и вдвоем с внучкой они подбирали бездомных собак и кошек. Позже, Белла будет заниматься этим всю жизнь, передав любовь к животным двум своим дочерям — Ане и Лизе.
С любимой собакой
Родилась и жила Белла в Москве. Во время войны маленькую больную Беллу отправили с бабушкой в эвакуацию в Казань, к другой бабушке. Голод и тяжелая болезнь совсем подкосили девочку. Спас ее только конец эвакуации и возвращение домой, в московскую жизнь.
В 1944 году Белла пошла в школу, где училась неохотно, часто пропускала уроки. Тем не менее, она очень любила читать. Читала Пушкина, Гоголя. В младших классах писала абсолютно без ошибок.
Первые стихи Белла Ахмадулина начала писать еще в школе, занимаясь в литературном кружке Дома пионеров. Школьницей она работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».
Уже в 1955 году ее произведения были опубликованы в журнале «Октябрь». Некоторые критики называли ее стихи «неактуальными», говорящими о вещах банальных и пошлых. Тем не менее, молодая поэтесса сразу завоевала у читателей большую популярность. На произведения Беллы обратил внимание Евгений Евтушенко, удивлённый её необычными рифмами и стилем написания.
Семья хотела, что бы Белла поступала на журфак МГУ, но Белла провалилась на вступительных экзаменах, не зная ответа на вопрос о газете «Правда», которую никогда в руках не держала и не читала. Но все же, по совету матери, Белла пошла работать в газету «Метростроевец», в которой она и стала печатать не только первые статьи, но и свои стихи. В 1956 году Белла поступила в Литературный институт.
В 1959 году Беллу Ахмадулину исключили из института за отказ участвовать в травле Б.Л.Пастернака. Через год её восстановили, и в 1960 году Белла Ахмадулина окончила его с красным дипломом.

В трудный год исключения из института, Белла работала внештатным корреспондентом «Литературной газеты Сибирь» в Иркутске, где были напечатаны её рассказ «На сибирских дорогах», в котором она описала свои впечатления от поездки в Сибирь и серия стихотворений об удивительном Крае и его людях.

Первый сборник стихов Ахмадулиной «Струна», вышедший в 1962 году, был отмечен поисками собственных тем. Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975 с предисловием П.Г. Антокольского), «Свеча», «Метель» (оба - в 1977-м году). Подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике.
( Стихи читают ученики: 2-3 произведения)
В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники. 
Вместе с А.Вознесенским, Е.Евтушенко и Р.Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам. 
выступление на концерте
(видео с выступлением Ахмадулиной)
Интересна и другая грань таланта Беллы Ахмадулиной – это ее участие в двух кинокартинах. В 1964 году она снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», где играла практически саму себя в период работы в «Литературной газете». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. А в 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Кадр из к/ф «Живёт такой парень»

В 1970-е годы Белла Ахмадулина, после посещения Грузии, активно занималась переводами стихов грузинских авторов.
В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Она не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова и Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». Она участвовала во многих мировых поэтических фестивалях.
В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.  В 1993 году Белла Ахмадулина подписала «Письмо сорока двух», опубликованное в газете «Известия» 5 октября 1993 года. Это было публичное обращение группы известных литераторов к гражданам, правительству и президенту России Борису Ельцину по поводу событий осени 1993 года,
Авторы призывали президента России запретить «все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», ужесточить законодательство, закрыть ряд газет и журналов, а также телепрограмму «600 секунд», приостановить деятельность Советов, а также признать нелегитимными не только Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ, но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд). Писатели потребовали запретить и «разогнать» все незаконные военизированные и вооружённые формирования, действующие на территории страны.
«Письмо сорока двух» вызвало раскол в среде представителей творческой интеллигенции.
В 1997 году о Белле Ахмадуллиной была подготовлена телевизионная передача из цикла «Жизнь замечательных людей».
Настя Вертинская, Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Саша Вертинская, Станислав Садальский.
Белла Ахмадулина имела ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и III
степени, орден Дружбы Народов. Поэтесса также являлась лауреатом множества премий - отечественных и зарубежных.
с В.В. Путиным
Белла Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. Первым мужем, Ахмадулиной стал Евгений Евтушенко (3 года). С ним она познакомилась еще в Литинтституте. 
с Евгением Евтушенко
Вторым мужем Ахмадулиной стал писатель Юрий Нагибин (8 лет).
с Юрием Нагибиным
В то время Ахмадулина, по воспоминаниям поэтессы Риммы Казаковой, была особенно экстравагантна: в обязательной вуалетке, с мушкой на щеке «Она была красавица, богиня, ангел», - говорит Казакова об Ахмадулиной. Что бы удержать Нагибина Ахмадулина удочеряет старшую дочь Анну.
Недолгим был ее гражданский брак с Эльдаром Кулиевым, подарившим ей в 1973 году старшую дочь Елизавету. 
С дочерью Лизой в Переделкине. 1973 год. Бэлла с дочерьми Последний её брак – с художником, скульптором и театральным художником Борисом Мессерером. Они прожили вместе более 30 лет. Познакомились в 1974 году, выгуливая своих собачек, и это была любовь с первого взгляда.
С Борисом Мессерером Мессерера сразу же поразило, как легко Ахмадулина раздаривает свои произведения. И он занялся сбором этих разрозненных стихотворений — написанных порой на салфетках, на тетрадных листках. В итоге поисков Мессерера был издан целый четырехтомник. Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем. Борис взял на себя задачу опекать и покровительствовать и справляется с этой задачей уже многие годы.
В последние годы своей жизни Белла Ахмадулина жила вместе с мужем в Переделкино, где страдала от тяжёлой болезни, но никогда не жаловалась, всегда была приветлива». 29 ноября, после тяжёлой болезни, в 73 года русская поэтесса умерла, в карете «Скорой помощи», несмотря на все принятые меры врачей.
Белла Ахмадулина была похоронена на Новодевичьем кладбище. На похоронах присутствовали лишь самые близкие ей люди. Было холодно и безмолвно, не было пафоса и торжественных речей. В записях остался ее голос. В книгах – стихи. Сама Прекрасная дама ушла…
На кладбище
Борис Мессерер, её муж, виднейший художник-сценограф, живописец, а теперь и скульптор, сделал все для того, чтобы в Тарусе, который очень любила Ахмадулина, на высоком берегу Оки был открыт памятник Белле Ахмадулиной.
Памятник Белле Ахмадулиной в г.Таруса
Беллу Ахмадулину многие художники старались запечатлеть на холсте. Это и её муж, Борис Мессерер, и Алексей Курманаевский (на голубом в шляпке боком), и Алексей Базлаков (графика – голова) и др. Ахмадулина говорила: «Кто нарисован хоть однажды, имеет право быть всегда».
Картины-портреты


Отрывки из песен (звучат во время демонстрации картин)
- Песенки для Ани, Н.Починщиков: Поросёнок, О дожде, Удод (исп. И. Виноградова, журнал «Колобок»)
- Песня шарманщика, Андрей Барьюдин (исп. Елена Камбурова)
- Три товарища (исп. Майя Кристалинская)
- Песня о цирке (исп. Алиса Фрейдлих)
- Любовь волшебная страна
- Свеча, В.Евушкин (исп. Е.Фролова)
- Пришла и говорю (исп. Алла Пугачёва)
- Жестокий романс
- Не плачьте обо мне (исп. Лариса Новосельцева)
Во многих стихах, особенно с условно-фантастической образностью она играла со временем и пространством, воскрешала атмосферу 19 столетия, где находила рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию - черты, составлявшие этический идеал ее поэзии. Желание обрести духовную родословную обнаруживалось в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой и Ахматовой. Одной из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба.
Стихи Ахмадулиной в исполнении артистов:
- Теряют только раз (Александр Луценко)
- Я вижу вас (Евгений Цыганов)
- По несчастью или к счастью (Евгений Ефремов)
Стихи Ахмадулиной звучат во многих популярных песнях, в том числе и в кинофильмах.
Отрывки песен из кинофильмов:
- Песенка отчаянных моряков (Павел Ботанов «Русалочка»)
- Жизнь прекрасна (Валентин Никулин «Русалочка»)
- Не уделяй мне много времени («Милый, дорогой, любимый, единственный»)
- По улице моей который год , М. Таривердиев (Пугачёва, «Ирония судьбы»)
- Со мною вот что происходит Микаэл Таривердиев («Ирония судьбы»)
- А на последок я скажу, Андрей Петров (О.Казакова «Жестокий романс»)
Бела Ахмадулина всегда избегала общественно-значимые социальные темы. Лирика Ахмадулиной не воспроизводила историю душевных страданий, а лишь указывала на них: «В той тоске, на какую способен», «Однажды, покачнувшись на краю», «Случилось так...». О трагической подоснове бытия она предпочитала говорить в иносказательной форме («Не плачьте обо мне! Я проживу...» - «Заклинание») Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решала без привычного обличения непосвященных (стихотворенье «Озноб», поэма «Сказка о дожде»).Белла Ахмадулина не потерялась и в этом бурном времени.
«Не исчезай» (видео-песня)