Внеурочная деятельность Наглядная геометрия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов

142001,Московская область,г.Домодедово,ул.Гагарина,д.13.Тел.(496-79)3-50-44,факс:3-10-98

Утверждаю:
Программа рассмотрена на Приказ № ____ от ______________
педагогическом совете Директор МАОУ Домодедовской СОШ№4 с УИОП
протокол № 1 от _____________ Белякова М.Н.
«___»________2016г.
и вынесена на утверждение




Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия»
( 4 « Д» класс)

Рассмотрена на заседании
УВЦ « Начальная школа»
Протокол № _____ от «___»________ 2016г.
Председатель: __________ Щербакова Л.Г.

Составитель: Холева-Привалова Анна Владимировна

г. Домодедово, 2016 г.

Пояснительная записка
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. Появляются статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также различные пособия для учащихся 1-4-х классов в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал.
Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания. Согласно этой концепции приоритетной целью курса является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания.
В русле геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях.
К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей.
Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту.
Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.
При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:
а) данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);
б) логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);
в) богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;
г) результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 1
· 4 и 5
· 6 классах;
д) рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.
Анализ и обобщение опыта использования Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные занятия по наглядной геометрии в виде факультатива (примерно 1 раз в неделю). Причём, как показала практика, работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса и даже с третьего. Ориентируясь на методические рекомендации к Тетрадям, учитель может внести коррективы в планирование занятий.
Уважаемые учителя! При подготовке и проведении внеурочных занятий по «Наглядной геометрии» следует систематически выделять время для моделирования и конструирования, организуя практические работы школьников с бумагой, пластилином, цветным пластиком и т.д. Если есть возможность, советуем систематически использовать на занятиях интерактивную доску или проектор в различных ситуациях, как для демонстрации задания учащимся, так и для фронтального обсуждения полученных
результатов.

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Цель занятия
Календар-ные сроки
Скорректированные сроки

1-2
Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения



3-4
Познакомить школьников с конусом как телом вращения



5-6
Познакомить детей с шаром как телом вращения




7-8
Познакомить детей с шаром как телом вращения



9-10
Познакомить учащихся с усеченным конусом



11-12
Познакомить учащихся с усеченным конусом



13-14
Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий



15-16
Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий



17-18
Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него



19-20
Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него



21-22
Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра



23-24
Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса



25-26
Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах



27-28
Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах



29-30
Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой



31-32
Познакомить учащихся с развертками тел вращения



33-34
Познакомить учащихся с развертками тел вращения



35-36
Познакомить учащихся с развертками тел вращения



37-38
Проверить умение читать графическую информацию



39-40
Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах




41-42
Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах



43-44
Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить



45-46
Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости



47-48
Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости



49-50
Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении



51-52
Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников



53-54
Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников



55-56
Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников



57-58
Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел



59-60
Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения



61-62
Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения



63-64
Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела»



65-66
Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой



67-68
Повторение и закрепление геометрических понятий.












Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы

Для учителя:
Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 4 классе.- М.: Классикс Стиль, 2010.
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2011.
Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.

Для учеников:
Н.Б. Истомина., З.Б. Редько. Тетрадь по математике «Наглядная геометрия» 4 класс. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2012.










































13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14- 6 -15







Заголовок 1 Заголовок 215