Конспект урока по литературе на тему Юные герои Агнии Барто (3 класс)


Сотникова Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29г.Сургута
УМК « Школа России».
Урок литературного чтения 3 класс
«Юные герои Агнии Львовны Барто»
Цель урока: Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Задачи урока: 1.Продолжить знакомство с творчеством А.Л. Барто, её новыми произведениями. 2. Учить через художественный текст оценивать поступки литературных героев и свои. 3. Развивать речь детей и их читательский интерес. Побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге ,как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Оборудование: выставка книг, портрет А.Л. Барто, видеозапись мультфильма «Волшебная лопата», аудиозапись песни «Имя мамино»,учебники, тексты стихов А.Барто, листочки, ручки.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Языковая разминка
-скорочтение слоговых таблиц
-работа со скороговоркой
Бык тупогуб
Тупогубенький бычок.
2 .Актуализация темы и цели урока.
- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой скороговорки?
(Будем читать стихи Барто, где в сборнике «Игрушки» есть стихотворение про бычка).
Игра «Исправь ошибку»
1.Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.(мишке)
2.Идёт медведь качается,
Вздыхает на ходу(бычок)
3.Наша Таня громко плачет,
Уронила в печку мячик.(речку)
4.Вертолёт построим сами,
Понесёмся над лесами(самолёт)
5.Нет,напрасно мы решили
Прокатить слона в машине(кота)
6.Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка(хозяйка)
- Что объединяет все эти произведения?(стихи,А.Барто,из сборника «Игрушки») Тема урока сегодня: «Юные герои книг Агнии Львовны Барто». Мы познакомимся с её героями, проанализируем их характер, привычки и поведение. Пролистаем несколько страничек биографии этой замечательной поэтессы. 3. Биография писательницы. - Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: «Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет.» Это известная детская поэтесса, чьи стихи знает каждый малыш.
-Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом удивительном человеке.
(Заранее подготовленные дети рассказывают биографию)
Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище.
  Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием "Похоронный марш", Луначарский с трудом сдерживал смех. А потом сказал, что она рождена писать веселые стихи.
     В 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку "Китайчонок Ван Ли". В 1936 году вышел в свет сборник для самых маленьких «Игрушки». Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. В эти же годы она начала писать сценарии для детских фильмов, которые с успехом прошли по экранам кинотеатров. Во время войны она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки. За сборник «Стихи детям» Барто была присуждена Государственная премия.      В течение многих лет Агния Львовна возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей. В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира. Умерла Агния Львовна Барто в Москве 1 апреля 1981. -В самом конце войны погиб её сын ,но это не сломило её. Она продолжала писать стихи весёлые и сатирические, которые несли в себе большую воспитательную функцию для детей послевоенного времени, на которых растём и воспитываемся и мы с вами.
4. Повторение изученного. - Мы уже обратились к сборнику (Игрушки) Что можно сказать о героях, о действующих лицах этих стихотворений? (Дети, которые пользуются этими играми добрые, заботливые, а стихи простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.) 5. Проверка домашнего задания. -Мы продолжим разговор о смешных и забавных, веселых, озорных, серьезных и печальных стихах А.Л.Барто. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам. Итак, вы получили задание в группах. Ваша задача – дать характеристику героям произведений А.Л.Барто. Читательский анализ I группа – «Любочка» II группа – «Катя» III группа – «Друг напомнил мне вчера»
(Работа над всеми произведениями ведётся по одинаковой схеме:
- выразительное чтение
- высказывания всех желающих детей о героях произведения
- заключительную характеристику героям дают эксперты Характеристика героев.
«Любочка»
«Друг напомнил мне вчера»
«Катя»

Не хочет помогать по дому.
Вспоминает о том, что делал добро когда – то.
Неуважительно относится к своей семье.

Не уважает старших.

Лентяйка

Любит только себя.
Укоряет друга в том, что сделал ему много добра.
Пользуется чужим трудом, не прикладывая при этом своего

Грубиянка.
Жадный.


Нарушает правила пассажира (не покупает билет).
Поделился пирожком, а теперь предъявляет счёт.


Лицемерка (на улице – одна, а дома - другая).
Помнит о мелочах, о которых, и говорить, вовсе не стоит. (Карандаш).


6.Просмотр мультипликационного фильма «Волшебная лопата» (по стихотворению А.Л.Барто) - Прежде чем мы приступим к просмотру, я хочу обратить ваше внимание на слово, которое встретиться в мультфильме неоднократно. Балласт – То, что излишне отягощает, обременяет кого – нибудь, что – нибудь. - Ребята, ваша задача при просмотре - определить сущность главного героя, проанализировать его поступки, поведение, отношение ко всему, что его окружает. Предлагаю во время просмотра делать письменные заметки,
характеризующие главного героя. (Просмотр 8 минут) - Ребята, скажите, о чём мультфильм? - Кто главный герой сюжета? - Что вы можете сказать о мальчике? - К чему может привести такое поведение? - Как нужно вести себя в коллективе? - Почему же не дал лопату мальчику старший отряда? - Какова основная мысль этого мультфильма? - Почему же фильм называется волшебная лопата? - Что общего у всех этих героев? Для чего Барто знакомит нас с отрицательными героями?
Физкультминутка «Котята»
7. Первичное восприятие (слушание) А сейчас я на ваш суд представлю ещё одно произведение. Если вы его внимательно прослушаете, то непременно услышите разницу между героями. - Чтение учителем стих. «Разлука»
8.Проверка первичного восприятия.
- Что случилось у мальчика?
- Что он делает для мамы?
- Как повёл себя, когда мама уехала?
-Что делал папа?
- Какое настроение у мальчика?
- Передайте его при чтении вслух.
9.Чтение и анализ стихотворения.
- Дети 2 минуты готовят выразительное чтение самостоятельно.
- Выразительное чтение стихотворения детьми вслух. -Кто узнал себя в этих стихах?
- Похожи ли они с теми, что прочитали раньше?
- О чём они? (О любви к близким, о том, что нужно ценить то, что мы часто не замечаем рядом с собой, ценить ту заботу, которую вам мама дарит каждый день и отвечать тем же.) 10.Выявление читательского опыта. Обобщение. -С какими героями мы с вами встретились? -О чем вас заставляют задуматься юные герои А.Л. Барто? -Какие качества высмеивает А.Барто? -А нет ли у вас знакомых похожих на героев нашего урока? -Чем близки нам стихи А.Л. Барто? (Они про нас) -Чему учит нас творчество А.Л. Барто? Веселые стихи, заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь всё живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим. Агнию Львовну огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи А.Л.Барто ведут нас из детства во взрослую жизнь. Читайте произведения Агнии Львовны, учитесь жить у её героев и воспитывать свой характер.
11. Итог урока .Прослушивание песни «Имя мамино»
-На многие стихи Барто положена музыка и они звучат как песни.
- На этой хорошей ноте хочется закончить наш урок. Надеюсь, что он стал для вас ещё одним уроком доброты.
12.Рефлексия.
- Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение, отметьте его «галочкой»:
Отличное настроение, все получалось, все понравилось, хотелось многое узнать.
Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Было скучно, неинтересно, было много затруднений.
Оценка деятельности учащихся учителем(устно).
13.Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение А.Л.Барто наизусть.












МБОУ СОШ №29
Учащиеся 4Б класса


КРАСОТА
ЗОЛОТОЙ
ОСЕНИ



Город Сургут2013год