Урок Смута в российском государстве

Смута в российском государстве

Цели урока:
1. Охарактеризовать события Смутного времени и показать роль личности в истории на примерах исторических деятелей.
2. Развивать умение самостоятельно работать с историческими источниками, документами; давать оценку основным историческим событиям рубежа веков.
3. Развивать умения работы с ресурсами сети Интернет: поиск и отбор информации.
4. Воспитание патриотизма на примерах борьбы народа за независимость Родины.

Ход урока
I. Вводное слово учителя.
В словаре Ожегова слово «Смута» имеет следующее значение: мятеж, народное восстание, крестьянские смуты, раздоры, ссоры, беспорядки.
Это определение очень хорошо характеризует период в истории нашей страны, который сегодня является темой нашего урока.
Итак, Смута в российском государстве, ее причины, основные события, исторические деятели – цель нашего сегодняшнего урока.
Смутное время (1598-1613)- период в истории Отечества, характеризующийся слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства». (Запись термина в словарь).
II. Объяснение нового материала
1. Причины смутного времени.
Канул в прошлое бурный XVI век, период становления самодержавия, начала закрепощения крестьян, опричнины, изнурительных воин. Конец этого века ознаменовался прекращением царствования династии Рюриковичей.
Вопрос к классу: Почему династия Рюриковичей прекратила своё существование?
Вопрос к классу: Как вы считаете, является ли прекращение царской династии причиной смуты?
Вопрос к классу: Какие ещё причины, на ваш взгляд, могли привести к становлению смутного времени?
Чтобы определить причины наступления Смутного времени я предлагаю вам познакомиться с высказываниями различных историков

« Поколебавшиеся нравственные основы, последствия жестокой политики Ивана Грозного еще долго сказывались на состоянии общества. Пришедший к власти, Борис Годунов, будучи, хорошим политиком, в нравственном отношении был мелкодушен, подозрителен, боязлив, что не позволило ему удержаться у власти. Знатные и богатые люди, окружавшие Бориса, были ему под стать»
С.М. Соловьев.
1 причина
Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти
2 причина
Падение нравов в российском обществе (по мнению некоторых историков)

«Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярско-дружинная» среда. Почва для Смуты возникла едва ли не в начале XVI в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть»
И.Е.Забелин
3 причина
Борьба боярства за ограничение царской власти.
«Лето 1001г. Выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя»
С.Н.Бердышев
4 причина
Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не выборному.
«Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями»
С.Ф.Платонов
5 причина
Стремление различных социальных групп улучшить свое положение.

Прием фиксации предполагаемого результата. Причины записываются в тетрадь.
Причины Смуты: 1.Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти.
2.Стремление различных социальных групп общество улучшить своё сословное положение (крепостные крестьяне - отмена крепостного права, дворяне – продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)
3.Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только «природному царю» (династия Рюриковичей), а не выбранному, - что было почвой, питавшей самозванство.
4.Разорительные внешние войны - Ливонская война (1558-1583гг.)
2. Правление Бориса Годунова
Вопрос к классу. Обратите внимание на слайд, содержащий информацию о хронологической последовательности исторических событий, и ответьте на вопрос «С чем связана слабость государственной власти и неподчинение окраин центру?
Ученики дают ответ, что слабость государственной власти связана с отсутствием «природного» царя и постоянной сменой правителей.
В драме «Царь Борис» Алексей Толстой так описывает венчание Бориса Годунова на царство:
Не трогать никого.
Хотели б вы, чтоб омрачил я день
Венчанья моего? День этот должен
Началом быть поры для царства новой;
Светить Руси, как утро, должен он
И возвещать ей времена иные
И ряд благих безоблачных годов!
Не страхом я – любовию хочу
Держать людей. Прослыть боится слабым
Лишь тот, кто слаб; а я силен довольно,
Чтоб не бояться милостивым быть
Б. Годунов был избран царем на Земском соборе.
Работа с документом. Приложение №1
Вопросы к классу:
Вопросы: 1. Какую характеристику мы можем дать деятельности Бориса Годунова? 2. Объясните причину усиления социальной напряженности в стране?
Учащиеся анализируют текст документа, дают характеристику деятельности Бориса Годунова, выявляют причины социальной напряженности в стране (Голодные бунты 1601-1603гг, восстание под предводительством Хлопка). В сети Интернет изучают карту России Смутного времени. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. http://economic.ispu.ru/history/part1/index.html
Учитель предлагает обратить внимание учащихся на изображение портрета Бориса Годунова и комментирует последние годы его царствования, объясняя, что на горизонте взошла звезда нового правителя – Лжедмитрия I. Города один за другим сдавались на милость Дмитрия Ивановича. Войска, посланные Борисом Годуновым, не смогли оказать должного сопротивления, а после известия о смерти Годунова вообще перешли на сторону Лжедмитрия.
3. Правление Лжедмитрия I.
Организация работы учащихся по поиску информации и иллюстративного ряда по теме особенности политической деятельности Лжедмитрия I в сети Интернет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Самозванцы)
Вопрос классу: Почему народ так быстро разочаровался в новом правителе? Ученики самостоятельно работают с текстом, со статьей Интернета и находят причины недовольства народа новым правителем. Записи в тетради сравниваются со слайдовой презентацией.

4. Правление Василия Шуйского.
После смерти Лжедмитрия царем становится Василий Шуйский. Свое вступление на престол он ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Он брал на себя обязательства сохранить привилегии боярства, не отнимать вотчин, не судить бояр без участия Боярской думы.
«Крестоцеловальная» запись Василия Шуйского:
Не казнить никого без суда.
Не преследовать невиновных родственников опального.
При доносах требовать доказательств, в противном случае «наказывать клеветников тем же, чему они подвергли винимых несправедливо»
Известно высказывание В.О. Ключевского: «Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам».
Вопрос классу: В чем значение крестоцеловальной записи? Какой аналогичный документ известен Вам в истории Европы?
Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия распустили слухи о том, что царь не погиб и пребывает где-то в Польше.
Вскоре появился воевода царя - Иван Болотников. Восстание Болотникова называют гражданской войной, т.к. в него были включены все социальные группы и сословия.
На данном этапе ребята работают с текстом учебника, составляют таблицу «Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова. Иноземная интервенция и народные ополчения»».
В тетрадях у учащихся: должны появиться даты
1606-1610 – царствование Василия Шуйского.
1606-1607 – восстание под руководством И. Болотникова.
1608 – 1609 – Лжедмитрий II
1609 – начало польской интервенции.
Созыв Первого ополчения – 1611 год
Созыв Второго ополчения – 1612 год.
1613 г. – избрание Романовых
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение тестовой работы. (Приложение №2)
Учитель предлагает ребятам сделать вывод по пройденной теме на основе полученной информации.
Домашнее задание: параграф №34, мини-сочинение «Можно ли назвать народными героями Болотникова, Минина, Пожарского, Ляпунова?»




Приложение №1
В. Б. Кобрин. Смута (извлечение)
В 1598 г., после смерти Федора, Земский собор избрал Бориса царем. Иначе и быть не могло. За годы своего правления Годунову удалось собрать вокруг себя и в Боярской думе, и среди придворных чинов «своих людей».
Можно по-разному относиться к личным качествам Бориса Годунова, но даже самые строгие его критики не могут отказать ему в государственном уме, а самые рьяные апологеты не в состоянии отрицать, что Борис Федорович не только не руководствовался в своей политической деятельности моральными нормами, но и нарушал их для собственной выгоды постоянно. И все же он был прежде всего талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов.
Удивительный парадокс: Иван Грозный привел страну даже не к краю пропасти, а просто в пропасть. И все же в народной памяти он остался порой внушающим ужас, отвращение, но ярким и сильным человеком. Борис же Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку ему это не удалось, он оказался устраненным из фольклора, а в массовом сознании сохранился лишь своим лукавством, изворотливостью и неискренностью. Методы Годунова резко отличались от методов царя Ивана. Борис был беззастенчив и жесток в устранении своих политических противников, но только реальных, а не выдуманных. Он не любил устраивать казни на площадях, торжественно и громогласно проклинать изменников. Его врагов тихо арестовывали, тихо отправляли в ссылку или в монастырскую тюрьму, а там они тихо, но обычно быстро умирали кто от яда, кто от петли, а кто неизвестно от чего.
Вместе с тем Годунов стремился к сплочению, к консолидации всего господствующего класса. Это была единственно правильная политика в условиях всеобщего разорения страны.
Однако именно на время правления Бориса Годунова приходится и утверждение крепостного права в России. <...>
Внутренняя политика Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране. При нем идет строительство новых городов, особенно в Поволжье. Именно тогда возникли Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Облегчилось положение посадского населения: крупные феодалы больше не имели права держать в своих «белых», не обложенных податями слободах ремесленников и торговцев; все, кто занимался промыслами и торговлей, должны были отныне входить в посадские общины и вместе со всеми платить государственные налоги «тянуть тягло».
Борис Годунов сделал первую до Петра попытку прорвать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приезжает много, значительно больше, чем раньше, иностранных специалистов военных и врачей, разведчиков полезных ископаемых («рудознатцев») и мастеров. Бориса Годунова обвиняли (как через сто лет Петра I) в излишнем пристрастии к «немцам» (как называли в России западноевропейцев). Впервые «для науки разных языков и грамотам» было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян. В Смутное время они не решились вернуться на родину и «задавнели» за границей; один из них в Англии перешел в англиканство, стал священником и даже богословом.
Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. <...>
Голод погубил Бориса. Волнения охватывали все большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля, оказались упущены.



































Приложение №2
1. Что такое смута. Запиши определение.

2. К причинам Смуты не относится
А) разорение крестьянских хозяйств
Б) разруха, вызванная Ливонской войной
В) падение авторитета власти
Д) появление Лжедмитрия I

3. Что из названного было следствием Смуты?
1) Экономическое разорение страны,
2) пресечение царской династии,
3) установление местничества,
4) учреждение патриаршества.

4. Составьте правильное определение. Назовите понятие, о котором идёт речь.
Армии, войско, в, добровольных, началах, на, помощь, регулярной, создаваемое.

5. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
А) правление Лжедмитрия I,
Б) избрание на престол Михаила Романова,
В) царствование Василия Шуйского,
Г) правление Семибоярщины.












13PAGE 15


13PAGE 14315