Статья Обучение в сотрудничестве как средство коррекции поведения учащейся молодежи пенитенциарных школ


Обучение в сотрудничестве как средство коррекции поведения учащейся молодежи пенитенциарных школ
Ивлева Т. И.
ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ № 2»
г. Нижний Тагил, Свердловская область

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительных колониях являются важной составляющей частью общей системы образования, которая  удовлетворяет   интересы и потребности личности, общества и государства. Она  занимает свою нишу, выполняет свои функции, значимые для общества,  играет немаловажную роль в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации осуждённых в современных социально-экономических условиях. Работа по социально-педагогической реабилитации и адаптации обучающихся школ при исправительных колониях направлена на развитие социально-педагогической компетентности (умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия).
Особенно значимым для развития подходов к обучению является изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека. Необходимым для педагогов становится курс на создание для обучающихся возможностей занимать активную позицию в образовательном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог. Инновационное в образовательном процессе – это изменения в образе деятельности, стиле мышления.
Большие возможности предоставляет организация совместной деятельности учащейся молодежи на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников и др.
Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 4-6 человек. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может быть как руководителем группы, так и одним из участников групп или экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результат групповой работы, а также наблюдателем.
Возможны следующие фазы совместной деятельности преподавателя с учениками: введение в деятельность, разделенное действие, имитируемое действие, поддержанное действие, саморегулируемое действие, партнерство.
На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, максимально регулирует весь процесс выполнения задания. Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель оценивает работу учеников, объясняет им, что у них получилось правильно, а что не удалось.
На следующем этапе работы группы помощь учителя становиться минимальной. Учащиеся, получив задание, сами распределяют задания внутри группы, сами регулируют взаимодействие с партнерами на всех этапах учебной работы. От утверждения своей собственной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению оптимальных путей совместного выполнения работы.
По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы ученики переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнерским отношениям.
Примером такого подхода и организации учебного сотрудничества является использование разнообразных дискуссий: « Использование и захоронение радиоактивных отходов», «Плюсы и минусы атомной энергии», «Ядерное оружие: тревога и надежда человечества». Дискуссии способствуют развитию коммуникативных способностей, помогаю ученику сформировать свою точку зрения, отличать ее от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.
Весьма эффективным является сотрудничество между учениками в контексте проектных форм деятельности, направленных на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определенного продукта. Для них характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно то, что необходимые для решения задачи или создание продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом учитель является организатором совместной работы с учениками, что способствует переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладениями знаниями.
Общая работа учащихся над проектом позволяет им подготовить и поставить оригинальный опыт, создать проектный продукт, например газету «Машина времени» или разработать внеклассное мероприятие «Что? Где? Когда?» или инсценировать интервью с учёным. Темы проектов могут быть сформулированы следующим образом: «Радиоактивность и здоровье человека», «Физика землетрясений», «Физика звука, «Влияние электромагнитного излучения на живые организмы», «Влажность воздуха», «Атмосферное давление и климат».
Достоинство проектного метода связано с тем, что школьник вступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей. Каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации» [6].
Совместная деятельность требует широкий спектр умений: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе, устанавливать с людьми отношения взаимопонимания, устраивать эффективные групповые обсуждения, обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных совместных решений, позволяет преобразовывать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся.
Организации учебного сотрудничества отвечает современной тенденции развития исправительно-трудовой педагогики (область педагогики, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительных учреждениях[5]) связанной с гуманизацией процесса отбывания наказания [1].
Какие бы ориентиры ни выдвигались сегодня в сфере образования, какие бы намерения ни провозглашались в программах школ, всех педагогов объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к одному из основных инструментов педагогики - образовательному процессу.
Литература:
Исправительно-трудовая педагогика. / Под. ред. Т. Богатырева. – М., 1978.
Леонтьев А.А. Психология общения – 3 изд. – М.: Смысл, 1999.
Савенко А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению/ А. И. Савенков. – М., 2006.
Селевко Г. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Профессиональное образование. Словарь Ключевых понятий, терминов, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2002.