Конспект урока по истории Повторение. Великая Отечественная война


ОГКОУ Чернцкая школа – интернат VIII вида
«Повторение. Великая Отечественная война»
(Конспект урока по истории в 9 классе ) Учитель: Скорых Н.Е.
Конспект урока по истории в 9 классе «Повторение. Великая Отечественная война»
Цель: в игровой форме повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.
Задачи:
образовательные: закрепить знания о битвах, датах, характере Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; значении победы в Великой Отечественной войне;
коррекционно - развивающие: развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; дать учащимся возможность проявить находчивость, творческую активность;
воспитательные: формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
Оборудование:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.», портреты и карточки с фамилиями героев войны, карточки с датами и названиями решающих битв войны, карточки с заданием для самостоятельной работы, экспонаты для импровизированного музея, аудиозапись.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение:
Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…
- О чём это стихотворение? (ответы детей)
- Какие чувства оно у вас вызывает? (ответы детей)
- Почему именно этим стихотворением мы начали наш урок? (ответы детей)
III. Сообщение темы и целей урока.
- В течение нескольких уроков мы с вами изучали одну большую тему. Как она называется? (ответы детей) СССР в ВОВ.
- Сегодня мы заканчиваем изучение данного раздела и с новым материалом знакомиться не будем. Как вы думаете, как может называться тема последнего урока, после изучения раздела? (ответы детей)
- Тема нашего урока: «Повторение. Великая Отечественная война».
- Учитывая тему урока, определите задачи урока с помощью опорных слов:
ЗАКРЕПИТЬ ПОВТОРИТЬ
- Итак, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и повторим изученный материал о битвах, датах, именах и подвигах людей в Великой Отечественной войне.
Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.
Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил полёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять отечество родное.
- Я призываю вас к активной дружной работе, зовите на помощь внимательность, сообразительность. В бой.
IV. Повторение пройденного материала.
Задание 1. «Трагическое начало».
Прослушивание (Объявление Левитана о начале войны аудиозапись)
- О боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна. Миллионы людей замирали и слушали его, затаив дыхание.
- Вспомните даты, когда проходила Великая Отечественная война?
(ответы детей)
- Как назывался план, разработанный немецким командованием, по захвату СССР? В чём он заключался? (ответы детей)
(Ответ: План «Барбаросса» в соответствии с ним Германия хотела провести молниеносную войну. Т.е. внезапно напасть на СССР и в течение нескольких месяцев оккупировать значительную ее территорию. А затем установить на захваченной территории свою военную систему управления).- А вот как было в действительности, мы вспомним, выполним задание:
Д/ и «Верно – не верно»
1. Первые месяцы ВОВ были удачными для Красной армии. (-)
2. Красная армия отступала на всех фронтах. (+)
3. Советские бойцы вели кровопролитные бои за каждый клочок родной земли.(+)
4. Благодаря мужеству советских солдат план «Барбаросса» был на грани срыва. (+)Так началась всенародная, ВОВ в ходе, которой произошли решающие битвы.
Задание 2. «Решающие битвы ВОВ».
(на доске учитель вывешивает в произвольном порядке карточки с названием битв и временем, когда они происходили)
- Вспомните хронологию событий и выстроите ленту времени.
Выбрать табличку с названием битвы, подобрать дату события, назвать значение битвы, найти на карте и показать, обозначив флажком.
название битвы
дата значение (примерные варианты ответов)
г. Брест 22 июня 1941г Начало ВОВ. В крепости находилось 3500 солдат. Но они с невероятной отвагой и мужеством защищали крепость от неприятеля.
Битва за Москву декабрь1941г–
апрель 1942 Первое крупное поражение фашистской армии с начала Второй мировой войны. Первая победа Советской армии, которая вдохнула надежду и уверенность в разгром врага.
Блокада Ленинграда сентябрь 1941-
август 1944 Ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях они продолжали работать и выпускать боеприпасы для защитников города. Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их подвиг служил во время войны примером стойкости для всех советских людей.
Сталинградская битва июль 1942 –
февраль 1943 Советские войска измотали крупную вражескую группировку, а затем окружили и полностью уничтожили её.
Битва на Курской дуге. Июль 1943 Произошло грандиозное танковое сражение. Коренной перелом в ходе ВОВ в пользу Красной армии, советские войска наступали по всему фронту.
г. Берлин 8 мая 1945 Подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Окончание войны.
Просмотр видеоролика «Блокада Ленинграда»
Не только великие битвы навсегда останутся в памяти граждан нашей страны, но и мужество, решительность советских командиров.
Задание 3. «Галерея славы».
- Предлагаю организовать «Галерею славы воинов ВОВ».
Учащиеся выходят по одному и выбирают портрет(на доске) и подпись к нему, и создают импровизированную галерею славы, предварительно объяснив свой выбор.
Портреты:
1.Георгий Константинович Жуков: когда началась ВОВ, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время ВОВ. Почти все эти операции были успешными.
2. Конев Иван Степанович Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу.
3. Неизвестный солдат – имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертный.
4. Рокоссовский Константин Константинович руководил крупными операциями (Битва за Москву, Сталинградская битва), в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.
5. Василевский Александр Михайлович В 1943 г. активно участвовал в подготовке и осуществлении разгрома противника на Курской дуге.
Миллионы советских людей проявили массовый героизм.
Давайте вспомним еще имена героев, выполнив следующее задание: «Назови героя и его подвиг»
Работа по карточкам:
Герои Событие
1. Разведчик сержант Павлов а) Больше трех лет его пытали, мучили, допрашивали, но он не предал Родину.
2. Генерал Карбышевб) Им пришлось оборонятся 58 дней. Большинство из них погибли в неравной схватке, но дом отстояли.
3. Зоя Космодемьянская в) Поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.
4. Иван Панфилов г) Юная девушка, встала на защиту своей Родины. Перед смертью подбадривала сельчан, не бояться врагов, защищать свою землю.
5. Александр Матросов д) Шесть дней под Волоколамском, 28 панфиловцев отражали непрерывные атаки и ценой собственной жизнью враг остановлен.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 –д; 5 – в.
- Эти люди показали бесстрашие и доблесть, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других.
Задание 4. «Третий лишний».
Тест (задание выполняется индивидуально, учащиеся должны зачеркнуть лишнее слово; после выполнения обмениваются с соседом по парте и выполняют взаимопроверку)
Вторая мировая, Великая Отечественная, Гражданская. (Войны П)
Освободительная, справедливая, захватническая. (Черты воин О)
Чапаев, Жуков, Рокоссовский. (Чапаев – начдив, Маршалы Б)
Фашисты, белые, советские воины. (Солдаты Е)
Т-34, «Катюша», тачанка. (Техника Д)
К. И. Шульженко, А.В. Нежданова, Л. Утёсов (Певцы А)
-Какое кодовое слово получилось? ПОБЕДА.
Вывод: святая вера в справедливый характер войны и в непременную победу над врагом помогали советским людям преодолевать все невзгоды и тяготы военного времени.
Задание 5. «»Музей».
- Как, вы думаете, что делают люди, чтобы осталась память о тяжёлых днях войны? (ответы детей)
- У нас в классе есть свой импровизированный музей. Это домашнее задание (нужно было принести предмет, который напоминал те далекие военные годы)
- Давайте внимательно рассмотрим вещи, которые хранятся в нашем музее.
(Возможно это: котелок, кисет, шерстяные носки, сапёрная лопата, письмо - фронтовой треугольник, книга «Дневник Тани Савичевой», 125г хлеба и т.д.) Ученики по одному подходят к стенду с предметами, задача – взять предмет и объяснить, почему он находится в музее.
Задание 6. Определи событие.
- О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют стихотворные строки.
«Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Все каких-то пять минут осталось…» (Начало ВОВ)
« Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых смелых твоих сыновей…» (28 панфиловцев)
«Скрипят, скрипят по Невскому полозья,
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и живых…» (Блокада Ленинграда)
Так поэты говорят о войне, о тех трагических событиях, но есть цифровые показатели тех страшных событий.
Задание 7. «ВОВ и цифры»
Учитель показывает табличку с цифрой, учащиеся называют, как она связана с ВОВ.
6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны
V. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. О чём говорили сегодня на уроке? (ответы детей)
- Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе? (ответы детей)
Песня «День Победы»
- Эта война показала, что люди всего мира должны в минуты опасности объединятся в борьбе против общего врага.
- Сегодня вы меня порадовали, все очень старались. Особенно хочется отметить:
чёткость….
внимательность…
собранность…
старательность… и т.д.
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.
- На этом наш урок окончен.
Список литературы.
1. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный - развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).
2. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 312 с.: ил.
3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. –метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика).