Нетрадиционные подходы к развитию навыков связной речи при работе над сказкой в начальной школе


Выпускная квалификационная работатема:Нетрадиционные подходы к развитию навыков связной речи при работе над сказкой в начальной школе Исследуемая проблема:Учащиеся начальных классов не владеют умением излагать свои мысли, их словарный запас беден и недостаточен, тем более, что в настоящее время дети мало читают. Объект исследования: процесс развития навыков связной речи.Предмет исследования: работа над сказкой в начальной школе как средство развития навыков связной речи.Цель исследования: выявление и обоснование нетрадиционных подходов к развитию навыков связной речи при работе над сказкой в начальной школе. Задачи исследования: Изучить своеобразие сказки как жанра, методические требования к организации уроков развития речи по сказке.Выявить роль нестандартных подходов в сочинении сказок.Разработать систему занятий по развитию речи и создать сборник детских сочинений-сказок.Гипотеза исследования: Эффективность развития навыков связной речи младших школьников повысится, если на уроках сочинения сказок учитель будет использовать нетрадиционные подходы для: 1) обогащения словарного запаса;2)усвоения навыков построения синтаксических конструкций;3) устранения логических ошибок. Методы исследования:а) теоретические: анализ литературы, анализ понятийно-терминологической системы, метод прогнозирования;б) эмпирические: игра, анализ творческих работ.  За время прохождения практики в школе №1 города Юрги, на базе 3 «А» и 3 «Б» класса, мной была проведена работа с детьми сочинение сказок по следующим направлениям: 1. Сочинение сказки «Я – Предмет…»Представление себя на месте какого-либо предмета. Детям нужно было силой своей фантазии «оживить» неодушевлённые предметы – школьные принадлежности, посуду и другое. 2. Сочинение -«Моя комната сказок».Каждый ребёнок мечтает попасть в сказку, каждый ребёнок мечтает встретиться со своими любимыми сказочными героями и пригласить их к себе в гости. 3. Сочинение сказки- «Что бы это значило?»При проведении данной работы требуется иллюстрация, которая должна быть необычной, смешной, герой которой попал в удивительную ситуацию. На ней изображены лишь главный эпизод. 4. Сочинение сказки по данному началу.Этот вид работы сочинения сказки является одним из простых. Учащимся предлагается готовое начало (зачин), который затем развивают сами учащиеся, переходя плавно в основную часть, а затем в концовку.Например: «Жили – были…» 5. Домашнее задание:Нарисовать своего любимого сказочного героя.Ученики 3 «А» класса справились с этой задачей на «отлично». «Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже. ЗаключениеИсследовав проблему недостаточно высокого уровня развитияречи современных школьников следует сделать вывод о том, что введение системной работы по написанию сочинений-сказок будет способствовать развитию связной речи учащихся. Сочинение сказки в начальной школе – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика.Работа над нетрадиционными подходами сочинения сказки оказывает влияние и на эстетическое воспитание: самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Спасибо за внимание!