Статья по теме: Приобщение школьников к традиционным формам создания изделий из войлока на занятиях декоративно-прикладного искусства


Приобщение школьников к традиционным формам создания изделий из войлока на занятиях декоративно-прикладного искусства
Хакимова А.А.
Народное искусство, войлок, детское творчество
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни разных народов, населяющих нашу страну, наглядно демонстрирует их моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, народный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство сегодня находят более широкое отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения, в то время, когда зарубежная массовая культура активно внедряется в жизнь, быт, мировоззрение учащихся. Современное региональное образование предоставляет возможность выбора подрастающему поколению эстетических ценностей, формирует у детей и подростков потребность в знаниях истоков национальной культуры и искусства.
В общественной жизни уже имеются примеры, хотя и редкие, приобщения детей к традиционным формам создания изделий из войлока. Например, в селе Ортосай (Киргизия), в полуподвальном помещении одного из жилых домов, разместилось общество «Наперсток» БурулДунгановойнаучно-производственного объединения «Жезоймок». Здесь нет дорогой офисной мебели, современных компьютеров, зато кругом расстелены войлочные шырдаки, кийизы. На войлоках сидят дети, в основном сироты из школы № 58, самых разных национальностей, с интересом слушают Бурулэже. Сегодня она объясняет детишкам, что такое кыргызская юрта «Бозуй», из чего она состоит, и как ее ставят... Учитель приобщает детей к национальным технологиям различных рукоделий: узорному вышиванию, мастерству создания игрушек, сувениров и предметов домашнего обихода, пошиву одежды в тот момент, когда рассказывают об истории национальных костюмов, их происхождении. Обучению войлочному производству здесь отводится особая роль.
Народное и декоративно-прикладное искусство Башкортостана играет существенную роль в духовно-нравственном и эстетическом воспитании школьников. В прошлом, приобщение к ремеслам, декоративно-прикладному искусству, фольклору было обусловлено самими условиями жизни подрастающего поколения. В наши дни, приобщая учащихся к творчеству местных мастеров, декоративно-прикладному искусству Башкортостана, важнейшая задача педагога заключается в формировании у детей эстетического вкуса, в развитии в них чувства прекрасного, ответственности за сохранение красоты и богатства родной природы, а также памятников истории и архитектуры, высоко художественных произведений ДПИ Башкортостана.
Эти и другие задачи решаются на уроках изобразительного искусства и технологии, так и на кружковых занятиях, внеучебных мероприятиях экскурсиях, встречах с мастерами, семинарах, беседах и т.д.). Обучение данному ремеслу разовьет не только у детей лю6овь и интерес к народным традициям, обычаям, но и позволит применить знания и первоначальные практические навыки рукоделия и в современном мире индустрии, текстильной промышленности, арт-дизайне.
Основной целью любого образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющие части которой изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство.
В осуществлении задач эстетического воспитания школьников важное место принадлежит декоративно-прикладному искусству, так как оно своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции мастеров передавались из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастеров. А сейчас занятия осуществляются в кружках, объединениях, студиях и проводятся с целью эстетического и трудового воспитания учащихся.
Наиболее удобная форма освоения учащимися азов войлочного искусства — кружковые занятия. Педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, учителям школ и преподавателям вузов при организации кружковой работы необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста свойственно увлечение самим технологическим процессом работы, например, раскладыванием шерсти, валянием и т.д. Исследовательская, экспериментальная сторона войлочного ремесла привлекает, как правило, детей среднего школьного возраста. Учащиеся старших классов ориентированы больше на результат творческой деятельности, проявляют активность в поиске образного решения. Для учащихся специальных и высших заведений характерно стремление к сложному и оригинально композиционно-образному решению. Кроме того, они стремятся найти практическое применение войлочному изделию, соответственно, проявляют интерес к художественной отделке и оформлению войлочного произведению.
В связи с этим, на кружокрекомендуется приглашать детей среднего и старшего возраста, так как процесс создания войлочного ковра трудоемкий, требующий усидчивости. Они уже имеют первоначальные навыки рисования, знают азы изобразительной грамоты, поэтому процесс создания войлока чаще всего носит творческий характер, и более плодотворен.
Перед началом занятий необходимо ознакомить детей с техникой безопасности, особенно если предполагается самостоятельное окрашивание шерсти. Для занятия войлоком необходимо организовать рабочее место в мастерской, предварительно заготовить материалы, подготовить инструменты и приспособления.
Учителям понадобятся образцы войлочных изделий, плакаты с орнаментальными мотивами и видами их организации в войлочном изделии, фотоматериал или видеозаписи с основными технологическими процессами создания художественного войлока, фонограммы с народными мелодиями. Ученику необходимо иметь спецодежду (фартук, нарукавники и т. д.), материал для эскизирования (бумагу, карандаши), сырье (овечью шерсть, как естественных тонов, так и крашенную), кусок ткани (или тюли, полиэтилена, клеенки), палку для валки, приспособление для опрыскивания, мыльный раствор, циновку. Если помещение рассчитано не только для проведения занятий войлоком (имеет универсальное функциональное значение), то учителю приходится продумывать временную организацию аудитории.
Помещение мастерской художественного войлока имеет стационарное наполнение: широкие подиумы для создания крупных работ, столы для валки средних и мелких войлоков и другое специальное оборудование; стационарное оформление (стенды, витрины с образцами войлочных изделий, плакаты и наглядно-методические пособия с необходимой информацией).
Занятия по изучению войлока дети воспринимают с неподдельным интересом. Их привлекает необычность материала, какое-то ожидание чуда. Дети, как правило, бывают очень активны и старательны на занятии.
В учебно-воспитательном процессе освоение искусства войлока помогает решению таких важных задач, как: 1) приобщение детей к этнической культуре народов региона, что расширяет кругозор учащихся, позволяет им органично воспринимать как произведения современного искусства, так и культурное наследие прошлого; 2) изучение образного языка, приемов и средств выразительности народного искусства; это является важным фактором в стимулировании творческой активности детей и помогает им решать вопросы синтеза традиций и новаторства в собственном творчестве.
Лучшим подтверждением значимости возрождения войлока являются детские работы, выполненные в традиционной войлочной технике. Маленькие коврики, созданные руками дошкольников и младших школьников, дышат теплом, добром, искренностью, тем, что дарят нам наши бабушки, в них — неиспорченная цивилизацией радость творчества, восторг от прикосновения к чистому природному материалу, к истории своих предков.
Список литературы
Абдуллина Г. Искусство как средство духовного развития личности //Учитель Башкортостана. – 2003. - № 4. – С. 16-19.
Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964. - 291 с.
Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства
башкирского народа. - Уфа: Китап, 1996 – 60 с.
Ахадуллин, В.Ф., Масалимов Т.Х. Художественный войлок. - Уфа, 2007. - 112 с.
Игбаев К.Р., Хафизова Р.А., Хуснуллин А.Р. Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа: Инфорреклама, 2003. - 36 с.
Мухамедьярова Г.Т., Литвиненко О.В. Методическая разработка по войлоку //Байрам - 2004. - № 6-7. - С. 47-52.
Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостан. XX век: от тамги до авангарда / А.Г. Янбухтина – Уфа: Китап, 2006. – 222с.