Презентация к уроку «Свет» и «тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы XX века.


«Свет» и «тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы XX века 1917 Февральская и Октябрьская революции1917-1922 Гражданская война в России1922 Создание СССР, избрание И.В. Сталина Генеральным секретарем ЦК1924 Смерть В.И.Ленина



«Свет» и «тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы XX века Мы живем, под собоюне чуя страны, Наши речи за десятьшагов не слышны… О.Э.Мандельштам Письмо И.В. Сталина, опубликованное в «Рабочей газете»21 января 1925 года«Помните, любите, изучайте Ильича, нашегоучителя, нашего вождя. Боритесь ипобеждайте врагов, внутренних ивнешних, – по Ильичу. Стройте новуюжизнь, новый быт, новую культуру... Вопросы к документуКакое понятие отражает тему урока? Культурнаяреволюция Вопросы к документуКак Вы думаете, что означает данное понятие? Культурная революцияэто комплекс мероприятий, осуществлённыхв Советской России и СССР, направленных накоренную перестройку культурной иидеологической жизни общества. Вопросы к документуА что такое культура, на Ваш взгляд? Какие компоненты она включает? Культурная революцияРабочий лист ученикаЧто из перечисленного ниже относится к целям «культурной революции» в СССР 1930-х годах?Воспитание человека нового советского обществаПереход ко всеобщему высшему образованиюРаспространение православияВоспитание уважения к традициям русской культуры Культурная революцияРабочий лист ученикаЧто из перечисленного ниже относится к целям «культурной революции» в СССР 1930-х годах?Воспитание человека нового советского обществаПереход ко всеобщему высшему образованиюРаспространение православияВоспитание уважения к традициям русской культуры Постановление Академии наук (1936 г.)«Мы решим стоящуюперед нами задачуединственным научнымметодом – Маркса, Энгельса,Ленина, Сталина»  Из письма А.В.Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. Февраль 1933 г.«Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен,это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вынарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – акрыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажетеправду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деленеправда. Социалистическую правду может сказать только тот, ктопонимает, какой строится дом, как строится… Человек, который непонимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда – онане похожа на себя саму … правда – это завтрашний день, и нужно еевидеть именно так, а тот кто не видит ее так, тот реалист буржуазный ипоэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник, фальсификатор …». Вопросы к текстуКак называется описываемый в тексте художественный метод литературы и искусства? Социалистический реализм Вопросы к текстуВ чем состоит суть этого метода? Пропаганда идеалов социализма, восхваление партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, критика чуждого советскому народу буржуазного образа жизни.Главным героем был ТРУД.А человек был сталеваром, шахтером, тружеником.  Наркомы просвещенияАнатолий Васильевич Луначарский Андрей Сергеевич Бубнов
Наука и идеология
Наука и идеологияСтр. 15. Выпуск 1. «Царская Россия была тюрьмой народов. Нерусские народы, составлявшие более половины населения страны, подвергались еще более тяжелому гнету, чем русские рабочие и крестьяне …Страна была покрыта густой сетью церквей, монастырей, дурманивших сознание народа, внушавших покорность царским властям и своей тяжелой доле …» Наука и идеология Стр. 457. Выпуск 2. «Коренные социально - экономические изменения привели к изменениям и в облике народов, населяющих страну. Нации стали социалистическими. По своей духовной сущности и политическим устремлениям они являются новым типом наций, сплоченным нерушимой дружбой, проникнутых идеологией социалистического интернационализма». Почему были популярны образы этих исторических деятелей?

Д.А.Фурманов – «Чапаев» Н.А. Островский – «Как закалялась сталь» Ф.В.Гладков – «Цемент» А.С.Серафимович – «Железный поток» Н.В. Экк – «Путевка в жизнь» И. А. Пырьев – «Трактористы» Братья Васильевы – «Чапаев» Г.В. Александров – «Веселые ребята» М.И. Ромм – «Ленин в октябре» ЖивописьБорис Владимирович Иогансон«Допрос коммунистов»«Рабфак идет» ЖивописьАлександр Александрович Дейнека«Будущие летчики» ЖивописьЮрий Иванович Пименов«Новая Москва» АрхитектураДом советов Театр Красной Армии СкульптураВера Мухина «Рабочий и колхозница»Иван Шадр « Памятник Максиму Горькому»Сергей Меркулов – «Памятник В.И.Ленину» «Нам песня и строить и жить помогает»Сергей ПрокофьевДмитрий Шостакович «Нам песня и строить и жить помогает»Арам ХачатурянТихон Хренников «Нам песня и строить и жить помогает»Исаак ДунаевскийДмитрий Кабалевский «Теневые» приметы времениМирового признания добиласьсоветская физическая школа.Она была представлена именами С.И.Вавилова,А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, братьями Курчатовыми и др.).Известен вклад советских ученых химиков Н.Д. Зелинского, Н.С. Урнакова, С.В. Лебедева и многихдругих. Вместе с тем, идеологический пресс пагубным образом отразился на состоянии ряда наук.Особенно пострадала генетика. «Теневые» приметы времениИсторические фильмы иисторические романы посути являлись иллюстрациейсталинской концепцииистории, что привело кпоявлению «белыхпятен» и искажениюисторическойдействительности «Теневые» приметы времениВ сфере литературы,писатели, чье творчествошло вразрез с официальнойдоктриной, простозапрещались. К их числубыли отнесены Есенин,Ахматова, Цветаева, Булгаков,Зощенко, Платонов.Подверглись гонениям и были репрессированы О.Мандельштам, С. Третьяков, С.Клычков, В. Наседкин. «Теневые» приметы времениВ 1936 г в газете «Правда»была опубликована статья«Сумбур вместо музыки»,где формалистаминазывались режиссеры В.Мейерхольд, М.Калатозов, С.Эйнзенштейн,А. Довженко, подверглиськритике художники П.Корин, К. Малевич, П.Филонов. «Теневые» приметы времениАрхитектуре был нанесенурон грандиознымиразрушениями храмаХриста Спасителя,Сухаревской башни,Красных и Триумфальныхворот, Чудова иВоскресенскогомонастыря в Кремле. Приэтом следует учесть идуховные потери отподобного рода деяний. Мы живем, под собоюне чуя страны, Наши речи за десятьшагов не слышны… О.Э.Мандельштам Спасибо за работу на уроке!