Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Сегодня в нашем лицее в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них можно считать «Моё здоровье», «Мои ценности», «Моя Родина», художественно-эстетическое.
В этой работе используются игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.
Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
–      беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
–     зарядка, динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни; продолжительные прогулки на свежем воздухе;
- дневной сон
–      деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья, походы способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Интеграция воспитательных усилий семьи и лицея имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. В нашем лицее создается целостное пространство (лицей и семья) духовно-нравственного развития младшего школьника. 
Важно отметить в нашем лицее и трудовое воспитание, которое является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества.
В процессе труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность.
Направление «Моя Родина» обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах( прежде всего  в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, в соблюдении чистоты в микрорайоне, парке, в лесу). Это направление помогает детям нашего лицея понять свою связь с окружающим миром,    осознать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Ученики интересуются своим краем, разбираются в проблемах окружающего мира и самостоятельно находят пути их решения. Поэтому направление играет большую роль в нравственном развитии   личности, воспитывает наших учеников как патриотов.  Ребёнок, понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя. У учеников повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется через занятия в кружке «Лепка», «Авиамоделирование», «Бисероплетение» «Мягкая игрушка», Театр». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.
Перечень направлений внеурочной деятельности в каждом классе составлен в соответствии с запросами детей и родителей.
Исходя из представленного, можно увидеть, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашем лицее интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает в нашем лицее вырастить из учеников честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.