Конспект по творчеству В.Шукшина

Методическая разработка
Воспитание нравственных категорий личности на основе творчества В.М.Шукшина.


Нравственность есть правда", так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была (Надпись под фотографией)
.
Введение.
«Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни». Эти слова во многом объясняют неостывающий интерес к творчеству В.М.Шукшина, его месте и значении в современном искусстве, о влиянии его произведений и фильмов на формирование нравственных ценностей подрастающего поколения. Широкое признание творчества В.М.Шукшина обусловлены редким единством жизни, тесной кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев. В творчестве В.М.Шукшина мы найдём широкие размышления над жизнью народа, смелое и глубокое постижение её реальных противоречий и сложности. Герои рассказов Шукшина помогают ответить на вопросы, которые волнуют подрастающее поколение: «Как жить? В чём смысл человеческой жизни?» Сам Шукшин постоянно сомневается, мучительно размышляет о нашей жизни, о ее смысле, задает самому себе бесконечные вопросы, дает на них часто неудовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на своего создателя мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель чтил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем своем герое он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.
Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы - вот что волнует писателя, приковывает его внимание. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты через них узнается человек, а через него время и сущность бытия. Василий Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, проницательного видения, из его искусства понимать, разгадывать сущность явлений и фактов, сравнивать их, сопоставлять. Шукшин сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. И сегодня так же тревожно, как и двадцать лет назад, звучит его вопрос: "Что с нами происходит?"
Так как творчество писателя в настоящее время актуально и не оставляет никого равнодушным, способствует формированию нравственных личностных качеств, мы отводим на изучение творчества писателя 4 часа. Учитель заранее даёт студентам список произведений, которые будут рассмотрены на занятиях. Каждый урок имеет свои дополнительные средства обучения. Это наглядный материал, выставки книг писателя, критические статьи о его творчестве, отзывы читателей и зрителей, выдержки из его рабочих записок и писем, фрагменты из фильмов, стихи, посвящённые В. Шукшину.



Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей литературы, она поможет в изучении творчества В.М.Шукшина. В разработке представлены основные стороны личности В.М.Шукшина – писателя, актёра, режиссёра, даны схемы цикла уроков по творчеству писателя. В разработке имеется дополнительный материал о судьбе Шукшина и особенностях его художественной системы.

3.Основная часть
Первое занятие. Урок- конференция.
Тема : писатель, актёр, режиссёр.
Цель: Формирование личности В.М.Шукшина – человека и художника.

Основные этапы урока :
1.Истоки творчества В.М.Шукшина
а).Рассказ о малой родине Шукшина – о Сростках.
б).Мать и родные писателя.
в).Земляки В.М.Шукшина.
Уход из деревни.
а). «В людях».
б).Служба на флоте.
в).Экзамены во ВГИК. Учёба.
3.Шукшин – режиссёр и актёр.
а). «Живёт такой парень»
б). «Печки- лавочки»
в). «Калина красная»
4.Слово учителя.
Шли по стране его прекрасные фильмы. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шофёры, колхозники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила Шукшина, не задумываясь о том, какой ценой оплачено его искусство. В записках на полях его черновиков есть такие строчки:
« Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. Это может плохо кончиться».

В. Высоцкий « Канатоходец» - читает подготовленный ученик.

Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату,-
На свой необычный манер,-
Он по жизни шагал над помостом-
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!..
Но, должно быть, уму очень нужно пройти
Четыре четверти пути,

И лучи его с шага сбивали,
И кололи, словно лавры,
Труба надрывалась, как две!
Крики «Браво!» ого оглушали,
А литавры, а литавры,-
Как обухом по голове!
Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым
Такого попробуй угробь!
НЕ по проволоке над ареной –
Он по нервам – нам по нервам –
Он шел под барабанную дробь

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть правее наклон – все равно не спасти!
Но – замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути!

В. Шукшин – художник мужественный. Это так. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов. Его жизненная позиция очень созвучна со стихотворением Ю.Левитанского.

Читает подготовленный ученик.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает для себя
Выбираю тоже – как умею
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

О его жизненных идеалах говорят и записи в рабочих тетрадях:
Читают подготовленные ученики
.
Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.

Добрый, добрый Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!
Когда нам плохо, мы думаем: « А где-то кому-то хорошо».Когда нам хорошо, мы редко думаем: « Где-то кому-то плохо».


Я-сын, я- брат, я- отецСердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно уходить.

Е. Евтушенко. « Памяти Василия Шукшина» читает подготовленный ученик.

В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
Но так не накормишь
Ни вдов,
Ни калек,
Ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной вприкуску,
Черняшкою той,
Без которой немыслим народ
Когда мы взошли
На тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
К есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце, как Сокол,
Как связанный Разин Степан

Вывод:
Нет с нами большого писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, о его поступках.
И вновь вспоминаются слова писателя: « Русский народ за свою историю отобрал , сохранил, возвёл в степень уважения и такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверные тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

















Занятие второе. Урок – семинар.
Семинарское занятие развивает навыки самостоятельной работы, способствует углублению знаний, пробуждает творческие способности учащихся. При подготовке к семинару ученики знакомятся с рассказами, получают индивидуальные задания, изучают дополнительную литературу, получают консультации. Формы работы на семинаре могут быть самыми разнообразными: прослушивание и обсуждение докладов и сообщений, беседа с элементами диспута. Можно провести мини-работу, выясняющую знания учащихся. При подведении итогов оценивается работа каждого ученика: активность, знание текста, умение отбирать факты и примеры для доказательности своей мысли, логичность высказывания, самостоятельность суждений. Готовя семинар, преподаватель одни вопросы даёт заранее, другие прогнозирует Важно, чтобы каждый новый вопрос вызывал интерес школьников, побуждал к размышлениям, к поиску нового в том, что казалось известным. Девизом семинара должны стать слова В.Г.Белинского: «Пусть каждый выскажет своё мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно».


Тема: Рассказы В.М.Шукшина « Срезал», «Верую»,
« Билетик на второй сеанс», « Капроновая ёлочка».
Цель: 1.Знакомство с рассказами В.М.Шукшина .
2.Душа человека- главный объект искусства В.Шукшина.
Нравственные проблемы в рассказах писателя

Основные этапы семинарского занятия:
1.Вступительное слово об особенностях рассказов Шукшина, о проблемах,
поставленных писателем.
2.Прослушивание и обсуждение докладов и сообщений.
3.После каждого выступления и обсуждения рассказа записываются краткие
выводы.
4. Подведение итогов.
Вывод по уроку. Слово преподавателя.
Жизнь для Шукшина – воплощение земной мудрости, изменчивая стихия. Душа человека и стала отражением этой жизни. Шукшин отдаёт предпочтение героям, у которых пульсирующая живая душа. В них писателя привлекает искренность, открытость, какая- то незащищённость. В них нет корысти, расчёта. Реакции их и поступки кажутся неожиданными, потому что диктуются душевными импульсами. Шукшин требователен к человеку. Поэтому так суровы его критика и обличение всего безнравственного.












Занятие третье. Урок- диспут
по повести В.Шукшина « Калина красная»
Диспут предполагает хорошее знание учащимися текста произведения.
В процессе занятия используются фрагменты из фильма « Калина красная» (Встреча с матерью, Первая борозда, гибель Егора Прокудина) Накануне диспута вывешиваются тексты с разноречивыми оценками произведения и поступков главных героев. Эти высказывания направляют мысль учащихся на сравнение разных точек зрения. Ученики познают художественные явления с помощью критики.
Преподаватель заранее представляет студентам вопросы, по которым должна развернуться дискуссия. Ход диспута предсказать всегда сложно. Всё зависит от ответа на первый вопрос и умения преподавателя поддержать ответ, придать ему полемическую заострённость, приблизить к жизненному опыту учеников.
Важен характер задаваемых вопросов. Они должны быть такими, на которые нельзя ответить однозначно, которые заставляют работать и ум и сердце. Задача учителя – найти такие вопросы, создать ими поле интеллектуального напряжения.


Тема: Когда утрачиваются связи( По повести В Шукшина « Калина Красная»)
Цель: 1.Показать бессмысленность, никчемность растраченной попусту
жизни. (Егор Прокудин)
2.Хранительница дома, семьи, нравственных идеалов. ( Люба Байкалова)

Эпиграф к уроку: В.Шукшин: « По разному гибнет душа: у иного она погибла, а
он этого и не заметил»
Предполагаемые вопросы по повести:

Почему повесть « Калина красная» вызывает спор у читателей, у зрителей? Какие факты, мысли, герои воспринимаются вами как спорные?

Почему герои поставлены в ситуацию выбора? Верно ли, что выбор проверяет нравственность человека?

В чём смысл существования человека? Достижимо ли счастье для героев повести? Находит ли « праздник души» Егор Прокудин?

Образ Любы Байкаловой.

Какова роль образа земли в повести?

Почему герой погибает?

В чём истоки драмы Егора Прокудина?

Каково отношение автора к своим героям?


Вывод: « Калина красная» – социально- психологическая драма. Социальная сущность одиночества исследуется писателем от его истоков до трагического финала, когда герой осознаёт необратимость происшедшего: своё отчуждение от людей, матери, труда на земле. Переживаемое героем прозрение равно сильнейшему нравственному потрясению, которое, очищая душу, открывает перед ним возможности обновления и возрождения. Его душа и разум, возвысившись, обрели полную независимость и свободу. Ему нужна была только победа над Губошлёпом, как возмездие тёмным силам, сломавшим его жизнь. Егор Прокудин пытается их реализовать, но гибнет. В этом трагедийность повести.

















































Занятие четвёртое. Урок- лекция.
Лекция обладает такими преимуществами как глубина, убедительность изложения учебного материала. «лекция представляет собой развёрнутое рассуждение о литературе, в процессе которого учитель может вслух размышлять о писателе и его книге, обнажая сам процесс мышления, убеждая себя в чём-то. И слушающие невольно втягиваются, вовлекаются в поиски истины, хотя не произносят ни слова». Лекция имеет особое значение в формировании навыков и умений речевой деятельности студентов. Лекция позволяет не только давать знания « крупными блоками», но и учит выделять главное, показывает путь добывания знаний, образцы рассуждений разных типов. Лекция учителя – образец выразительной монологической речи. Лекция – один из ведущих факторов воспитания интереса к литературе, формирования личностной оценки произведений, художественного слова, личностного отношения к писателю, литературным героям. С помощью лекции можно « воспитывать слушателя, будить в них благородные чувства»
Цель обобщающей лекции – подведение итогов работы по теме, стимулирование читательских интересов, возможность показать неисчерпаемость художественного мира писателя.
Лекция может включать такие виды деятельности как чтение фрагментов произведений писателя, сообщение об истории создания произведения, просмотр фрагментов фильмов, прослушивание грамзаписи, комментарии к высказываниям критиков. Основные положения лекции студенты записывают.
Выделяют следующие этапы подготовки лекции: формулировка цели, отбор материала, составление текста.

Тема: Особенности художественной системы Шукшина- писателя.
Цель: Показать своеобразие шукшинской прозы, особенности
художественного мира Шукшина – писателя.
Эпиграф: « Искусство – так сказать, чтобы тебя молча поняли. Молча
поняли и молча же сказали «спасибо». ( В Шукшин)

Широкое признание, которое получили его книги и фильмы, интерес к личности и судьбе Шукшина обусловлены редким единством жизни и творческой практики, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев. В его искусстве так причудливо переплелась жизнь самого художника и его героев, что не разобрать, кто взывает к человечности- писатель Шукшин или один из его персонажей. В самом начале своего творчества Шукшин обнаружил новые возможности в изображении человека, сумел в частном увидеть общее.
Для Василия Шукшина деревня – не столько географическое понятие, сколько социальное и нравственное, где сходится весь сложнейший комплекс человеческих отношений. Желание сказать своё слово о близких ему людях выливается в размышления о всей народной жизни. Писатель задумывался не только о деревне и городе – о России, о русском национальном характере.
Уже в самом начале творческого пути Шукшин определённо заявлял, что «без искренней, тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте» нет писателя. Для прозы Шукшина характерны такие черты, которые отличают его как своеобразного художника. Выделим основные особенности шукшинской прозы.

1.Правда жизни- главный критерий искусства.
Поразительное единство художественного мира Шукшина основано на неповторимой личности самого писателя, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление духовной жизни народа. Радость общения с правдой – этический и эстетический принцип Шукшина. Без неё он не мыслил искусства, да и жизни тоже. Для него было характерно обострённое чувство правды, которое своими корнями уходило в этический и эстетический опыт народа. Правда- это мужество, честность, это значит жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду.
2.Проблема духовных ценностей.
Через всё творчество писателя проходит резко отрицательное отношение к псевдоинтеллигенту, человеку полукультуры, самонадеянному. Шукшин знал цену подлинной интеллигентности и высказывался по этому поводу весомо и точно :
«Интеллигентный человек- это неспокойная совесть, ум, полное отсутствие желания « подпеть» могучему басу сильного мира сего, это полный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: « Что есть правда?», это гордость и сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Интеллигентность- это не самоцель.»
3.Идея « праздника души».
У героев Шукшина огромная потребность понять себя, ответить на « проклятые» вопросы. Герои чувствуют глубокую неудовлетворённость, мучительный душевный непокой. Они мечутся. Ищут. Думают. Жаждут. Не просто праздника, а праздника души.
4.Тема гибели души.
Заставляя героя взглянуть на своё нравственное содержание, Шукшин берёт человека в момент душевного напряжения, сдвига, надлома, когда ему кажется, что он уже спел песню своей жизни, но спел плохо: « жалко - песня-то была хорошая. Психологически тонко, используя характерную деталь, достигает Шукшин ощущения бессмысленности, никчемности растраченной попусту жизни. И каждый раз – мучительное чувство: что- то важное было упущено в жизни. Сам «анекдотизм» порой оборачивается ощущением трагизма жизни.
5.Доброта в творчестве Шукшина
Доброта занимает особое место среди человеческих ценностей. Способность чистого сердца к добру - самое дорогое богатство:
« Если мы в чём- нибудь сильны и по- настоящему умны, так это в добром поступке». Именно доброта благотворно влияет на перерождение человека.
6. Возвеличивание жалости. Это чувство наравне с Добром лежит в основе миропонимания Шукшина. Отчего народ поднимается весь в гневе, когда враг на пороге? Оттого, что всем жалко своих матерей детей, родную землю. Жалко! Можно говорить и про святой долг, и про честь и достоинство.
Но ещё- в огромной мере- жалко
7.Наследование лцчших традиций русской литературы.
Главное -Шукшин унаследовал от русской литературы- обнажённую совестливость, высокую гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба народа, Родины – неделимы.

Вывод:
« Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».
С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин




15