Технологическая карта урока литературы в 8классе Фонвизин и его время.Традиции и новаторство в комедии Недоросль

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературы в 8 классе
по теме:» Д.И. Фонвизин и его время. Традиции и новаторство в комедии «Недоросль».

Этап урока
Содержание.
Виды деятельности на уроке
Компетентность учителя
УУД

1. Организационный момент
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку (посадка по группам с учетом выбранных к уроку заданий; наличие раздаточного материала; работа экрана: портрет Фонвизина Д.И., эпиграфы к уроку; стенд «На уроке» с алгоритмами, опорами, статьями из толкового словаря; на стенах – афиши, подготовленные учащимися, и другой дидактический и наглядный материал; тетради с вопросами к уроку).
3. Знакомство с целями и задачами урока, их моделирование
1. Организационная (подготовка и проверка материалов; действия, умения и навыки учителя).
Уметь создавать ситуацию мотивацию к обучению
2. Коммуникативно - образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества.
1. Личностные, регулятивные
Приобретение навыков проектной деятельности, организованности;
Умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;
Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
2. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и проблемы; отбор материала
3. Коммуникативные:
Речевое отображение (в форме устной громкой и внутренней речи и в форме письменной тезисной речи);
Составление текстов к презентации, отбор материалов к кроссвордам (т.е. работа с текстом и толковым словарем);
Соотношение текста и иллюстративного материала (подобранного из источников или выполненного самостоятельно)

Технологии: дифференцированного подхода; индивидуально-личностного обучения; здоровьесберегающие, РКМЧП

2. Этап целеполагания: постановка откорректированных целей и задач урока в теме 4-х уроков
1. См. к/р Самоанализ урока и конспект данного урока.
2. Обращение к эпиграфам к данному уроку: чтение, анализ, понимание, выбор для записи в тетради.
Методическая: уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы.
1. Личностно-регулятивные:
Готовность к самообразованию;
Освоение культурного наследия;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
2. Познавательные: уяснение сущности проектной работы, выбор средств.

Технологии: поэтапного формирования умственных действий; дифференцированного обучения;
первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока

3. Этап актуализации знаний, умений, навыков
1. Слово учителя: «Фонвизин и его время»
2. Презентация группы биографов.
3. Беседа по вопросам (См. приложение 2 в плане уроков)
1. Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе
2. Коммуникативная: помогать учащимся формировать образовательные задачи
3. Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций; оценивать по критериям
1. Личностно-регулятивные: оценка уровня своей возможности в коллективной деятельности; в самостоятельной деятельности; в парной деятельности
2. Познавательные:
Обнаруживать и исправлять фактические неточности и ошибки; орфографические ошибки
Конспектировать по ходу урока; записывать тезисы с соблюдением орфографии, пунктуации, грамматики, речевых норм
3. Коммуникативные:
Аргументировать свою точку зрения;
Уметь убеждать

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий;
реализация индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения

4. Этап освоения нового на основах повторения и систематизации знаний
1. Повторение: Роды литературы. Классицизм как направление в разных видах искусства. Развитие жанра (группа теоретиков)
2. ИТ. Форум победителей Национального проекта. Сайт Рязановой Т.Н.
3. Работа с терминами: комедия, акт (действие), явление, ремарка, реплика, конфликт. (Индивидуальная справка учащегося)
4. Анализ комедии:
Работа над списком действующих лиц (последовательность, «говорящие» фамилии, система образов) (группа лингвистов)
Анализ сцен (чтение по ролям), комментарий, инсценировка, просмотр фрагментов спектакля ММХАТ им. Островского А.Н.
Действ. 1, явление 1,2,5;
Действ. 4, явление 8;
Действ. 3, явление 8;
Действ. 4, явление 4;
(группа режиссеров-постановщиков, актеров)
1.Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные способности уч-ся к участию в самостоятельной и организации групповой(коллективной) деятельности 2.Образовательная: формирование навыков составления, оформления, участия в проектной деятельности; навыков выразительного чтения, инсценирования; отбора материала для анализа драматических произведений; тезисной записи рабочих материалов; работы с текстом и его анализ 3.Коммуникативная: установление правил продуктивной самостоятельной работы и учебных действий на их основе; дифференциация в процессе подготовки уроков в выборе задания, рекомендации в организации текстового материала.
1.Личностно-регулятивные: развитие самостоятельности при подготовке к уроку-проекту; формирование навыков сотрудничества в совместном решении задач; рост степени активности в достижении поставленных целей; формирование творческой активности
2.Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действий; понимание и адекватная оценка языка произведения; умение сжато, подробно, выборочно передать текст; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Технологии: РКМЧД, развивающего обучения, здоровьесберегающие, дифференцирования, интегрирования

5. Этап закрепления знаний
1. Ответы на вопросы, подготовленные группой эрудитов (См. план уроков)
2. Беседа по вопросам учителя и учащихся (возникшим в результате дискуссии)
3. Составление опоры «Система образов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Положительные (их характеристика и представительство)
Отрицательные (их характеристика и представительство)
Подбор визиток (карточек с цитатами)
(группа биографов персонажей комедии)
4. Работа с кроссвордами и тестами в группах. Проверка учащимися – консультантами, готовившими эти задания
1.Образовательная: Формирование умения отвечать на вопросы с опорой на знание текста и теоретических понятий; актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслительной и творческой деятельности уч-ся во всех формах действия.
2.Методическая: включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного ответа и письменных выводов уч-ся.
3.Организационно-рефлексивная:
создание условий для индивидуальной и коллективной работы уч-ся.
1.Личностно-регулятивные: формировать опыт ценностного, саморегуляции; уметь контролировать свою деятельность при получении знаний.
2.Познавательные: научиться анализировать, синтезировать, самостоятельно достраивать, пополнять недостающие компоненты.
3.Коммуникативные: проявление навыков самоорганизации; обеспечение обмена знаниями, адекватная реакция на замечания других членов группы.

Технологии: РКМЧД, интегрирования, здоровьесберегающие, критического мышления, организации разнообразных форм диалога и дискуссий

6. Этап обобщения изученного
1. Задание: докажите, что эта комедия классицистическая. Возможно деление на две группы: сторонников классицизма и сторонников реализма.
2. Вывод делает ученик-книжник, подготовивший сжатый пересказ статьи Г.П. Макогоненко и др. И ст. Г.А. Гуковского
3. Слово учителя
1.Образовательная: формирование навыков работы с учебной и критической литературой 2.Методическая: включать в учебную деятельность работу не только стекстами, но и с дополнительной и критической литературой 3.Рефлексивная:
расширять кругозор, поощрять за успех.
1.Личностно-регулятивные: уметь вести поиск и выделять необходимую информацию.
2. Познавательные: выработать навыки работы самостоятельной и в коллективе.
3.Коммуникативные: понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Технологии: РКМЧП, разнообразных форм диалога и дискуссий, интегрирования, критического мышления

7 Этап проектирования домашнего задания (комментирования)
1. Выбрать задание по силам:
Объяснить значение слов: добродетель, благочестие, добронравие, неразумность, злонравие;
Дать исторический комментарий теме: отражение в комедии идей Просвещения
Ответить на вопрос: «В чем новаторство пьесы?»
Ответить на вопрос: Как понять реплику: «Вот злонравия достойные плоды»?
Всем: Как вы думаете, актуальна ли пьеса сегодня, в XXI в.?
Смысл названия комедии?
Придумать для себя посильное и интересное задание и выполнить его.
1. Образовательная: формирование навыков составления портфолио учащихся (банк литературы примеров).
2. Методическая: ориентирование на применение опорных материалов, ТСО и ИТ к выполнению дифференцированного домашнего задания.
3. Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий с учетом комментирования учителем достижений и путей преодоления затруднений в выполнении заданий.

1. Личностно-регулятивные:
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
уметь осуществлять контроль за своими учебными действиями;
формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности;
2. Познавательные: формирование и реализация навыков составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся.

Технологии: дифференцированного обучения, индивидуально-личностного обучения, здоровьесберегающего обучения, РКМЧП

8. Этап диагностики и рефлексии
1.Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
2.Комментарий выставления поурочного балла.
Организационно-методическая:
проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся.
Личностно-регулятивная:
формирование навыка выявления зон затруднения при выполнении промежуточных и конечных целей и решения задач.

Технологии: анализа результатов реализации проекта коллективного и индивидуального маршрута выполнения задач урока, здоровьесберегающая


15