Творческий отчет учителя информатики на тему: «Роль учителя информатики в решении проблем преподавания и воспитания на уроках».

Творческий отчет учителя информатики
МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия»
Астаниной Александры Александровны
Педагогический стаж 9 лет.
«Роль учителя информатики в решении проблем преподавания и воспитания на уроках».
На современном этапе учитель информатики не может быть просто преподавателем, он должен стать учителем-воспитателем. И главные его усилия должны быть направлены на воспитание личности учащихся, на формирование у них потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться, быть воспитанным и культурным человеком. Для учителей информатики это имеет особое значение, по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, универсальностью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы учащихся, работы систематической. Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой просто невозможно, даже в минимальных размерах. Сложное положение учителя информатики в школе усугубляется еще тем, что проводимая в настоящее время модернизация системы образования, изменения содержания образования в сторону компьютерных технологий, интернетизацией вызвал ряд трудностей в его работе. Информатика становится связывающим звеном всех учебных дисциплин в школе.
Основная роль учителя информатики в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно-мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений с учетом изменений в системе образования, внедрений новых информационных технологий в учебном процессе.
Почти все, кто трудится сегодня в школе, отмечают: «С детьми стало работать сложнее». Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка, нет. Просто они стали другими. А вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической деятельности.
Современная эпоха научно-технической революции, компьютеризации системы образования в значительной мере изменилась и усложнила роль педагога в школе. Он давно перестал быть единственным источником информации. Он стал человеком , который должен организовывать и направлять учебно-воспитательный процесс, вести работу по развитию личности учащегося. Сегодня средний школьник до 80 % информации получает вне стен школы. И поэтому существенно изменилась вся социально-психологическая ситуация взаимодействия учителя и ученика. Обеспечение единства учебного и воспитательного процессов становится основополагающим принципом.
Однако реализация этого принципа в педагогической практике остается серьезной проблемой. Дело в том, что по продукту процессы обучения и воспитания не совпадают. Результатом обучения являются знания, способы деятельности. Результат воспитания личности, ее нравственность, сфера самосознания и поведения.
Не секрет, что при подготовке к уроку учителя обращают основное внимание на учебные и развивающие задачи – уровень знаний, учебных и интеллектуальных умений учащегося остается главным критерием работы учителя. Воспитательные задачи урока чаще всего отодвигаются на второй план. Педагоги прекрасно знают, что воспитательная работа в школе ведется на классных часах, внеклассных и общешкольных мероприятиях. Урок является основным элементом школьного образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения учащихся не оформляются в правильное поведение в природе и обществе. Недостаточное и неправильное планирование воспитательных задач уроков приводит к тому, что воспитательная работа на уроках осуществляется на примитивном уровне.
Что же относится к воспитательным задачам уроков?
Нравственное воспитание на уроках осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений людей в процессе деятельности. Учитель должен подбирать задания, в условиях которых содержатся проблемы нравственного воспитания. Да, в отличие от литераторов и историков, учителям информатики, в силу специфики предмета, приходится труднее. Ведь регулярное выполнение таких заданий позволяет научить детей тому, как применить на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и другим людям, а по сути- научить их нравственному поведению.
Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у школьников умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности. К сожалению, до сих пор учителями плохо разработаны системы развития этих важнейших умений. Наряду с обычными заданиями и упражнениями для каждого урока, необходимо планировать и специальные задания для развития умений. Вряд ли можносчитать воспитаной личностью человека, который не умеет самостоятельно учиться. А ведь многие выпускники наших школ не умеют этого делать.
Воспитание личности качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей учащихся осуществляется путем дифференциации и индивидуализации обучения. В любом классе нет и никогда не будет двух учеников,имеющих одинаковые интересы и обладающих одинаковыми способностями по предметам. Задача учителя - подготовить для уроков дифференцированные задания для сильных и слабых учеников, прежде всего – творческого характера. Первым это необходимо для углубленного изучения предмета, вторым – для постепенного устранения пробелов в знаниях и умениях.
Воспитание комуникативных умений у детей осуществляется в процессе обучения их умениям руководить учебной работой на отдельных этапах и уроках, работать в группе, общаться (краткость, ясность, конкретность).
Эти задачи можно решить лишь на основе психолого-педагогических знаний. А значит, положение учителя информатики в школе за последние годыдовольно резко изменилось. На своевременном этапе он не может быть просто преподавателем, он должен стать учителем-воспитателем. И главные его усилия должны быть направлены на воспитание личности учащихся, на формирование у них потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться, быть воспитанным и культурным человеком.
Конечно, все сказанное относится не только к учителям информатики, но и ко всем учителям школы. Но для учителей информатики все это имеет особое значение, ибо, по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, универсальностью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы учащихся, работы систематической. Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы, овладеть информатикой просто невозможно, даже в минимальных размерах. Поэтому изменения, происшедшие за последние годы, пожалуй , в небольшей степени коснулись именно учителей информатики.
Сложное положение учителя информатики в школе усугубляется еще тем, чтопроводимая в настоящее время модернизация системы образования, изменения содержания образования в сторону компьютерных технологий, интернетизации вызвала ряд трудностей в своей работе. Информатика становится связывающим звеном всех учебных дисциплин в школе. Малое число часов, отведенное на курс информатики, требует от учителя более тщательной обработки изучаемого материала с тем, чтобы добиться у учащихся умений и навыков.
Преодоление всех трудностей связано и с совершенствованием всей системы работы учителя информатики. Учителю в современной школе крайне необходимо овладеть всеми достижениями психолого-педагогических наук с тем, чтобы строить свою работу учителя-воспитателя.
В процессе обучения информатике непосредственно участвуют с одной стороны-учитель, с другой – ученик. Роль их в этом процессе представляются достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя. Но реальная картина зачастую совсем иная: учитель объясняет, показывает, дает знания, а ученик их не выполняет, и вся стройная картина рушится, поскольку учитель не может заставить учеников выполнить свои задания.
Начнем с учителя. Должен ли он излагать изучаемый материал? Конечно, должен. Но вот он подробно и правильно излагает содержание очередного урока, а некоторые ученики его не слушают, а другие хотя и слушают, но не вникают в содержание услышанного, не пытаются услышанное осмыслить, мысленно переработать. Как же быть?
Учитель конечно, должен давать учащимся знания на проработку изучаемого материала, давать задания решить задачи, повторить ранее пройденное. Что же толку оттого, что учитель хорошо объясняет учебный материал, дает разумные задания? Некоторые могут сказать: ведь учитель может заставить учеников выполнять свои задания, для этого имеется много разных способов и средств. Конечно, можно, хотя и с большим трудом, заставить ученика выполнить задания. А к чему это приводит? Во многих случаях – к тому, что ученики заучивают уроки, списывают составленные кем-то программы и алгоритмы. А такое выполнение заданий не только не полезно, но просто вредно.
Вот что писал еще в 70-х годах прошлого столетия известный философ Э.В. Ильенков:
«Искалечить орган мышления гораздо легче, чем любой другой орган человеческого тела, а излечить его очень трудно. А позже – и совсем невозможно. И один из самых «верных» способов уродования мозга и интеллекта - формальное заучивание знаний. Зубрежка, подкрепляемая бесконечным повторением (которое следовало бы назвать не матерью, а мачехой учения), калечит мозг и интеллект».
Как раз учитель информатики имеет, пожалуй «преимущество» перед другими учителями, заставляя их заучивать различные технологии, алгоритмы без понимания их смысла, решать задачи без осознания сущности производимых действий и операций.
Значит, работа учителя информатики имеет смысл лишь в той степени, в какой ученик желает, ждет, хочет этой работы, этих объяснений, этих заданий. А для этого нужно вызвать у учащихся эти желания, воспитать у него потребности в знаниях, в познавательной деятельности. Следовательно, вся обычная работа учителя приобретает смысл лишь в том случае, если она является составной частью более важной, более значимой работы: воспитания учащихся в целом и каждого ученика в отдельности.
Это воспитание в плане общей цели – формирование социально-зрелой всесторонне развитой личности – имеет и такие, без достижения которых невозможно в процессе обучения привить учащимся желание, потребности учиться, желание быть воспитанным, культурным гражданином. Необходимо выработать чувство личной ответственности за себя, за свою деятельность и поведение, за свой коллектив – класс школу, научить каждого ученика рационально учиться, разумно организовать свою повседневную деятельность, свое поведение.
Только в процессе воспитания как его составную часть можно проводить и образовательную работу: объяснить учебный материал, чтобы удовлетворить естественную потребность и интерес к знаниям, давать задания по решению задач, по проведению различных работ, чтобы удовлетворить потребность учащихся в активной творческой деятельности. И тогда эти знания будут с желанием, с интересом восприниматься учащимся, тогда и задания будут желанными, а их выполнение будет приносить эмоциональное удовлетворение.
Значит, основная роль учителя информатики в современных условиях – это воспитание личности учащихся, формирование и потребностно - мотивационной модернизации системы образования, внедрений новых информационных технологий в учебный процесс.
Пока еще в среде учителей информатики бытует представление, что их дело и обязанность – научить работать на компьютере, править умение пользователя различными информационными технологиями, развивать их умения в применении этих знаний для решения разнообразных задач. Воспитание же – это дело руководства школы, классных руководителей, родителей. Кроме того, считается, что хорошее обучение само воспитывает учащихся. Ведь недаром говоря о воспитывающем обучении.
Однако присмотритесь к учителям – мастерам педагогического труда, к учителям, у которых все учащиеся охотно учатся, с удовольствием выполняют все задания. И вы увидите, что главное в работе учителей – это воспитание учащихся, воспитание незаметное, ненавязчивое, не словам, не нравоучениями и поручениями, а воспитание организацией процесса обучения, созданием особого благожелательного климата в классе, воспитание личным примером, своей личностью, воспитание в коллективе и через коллектив класса.
Следовательно, задачи обучения учащихся тогда решаются наиболее успешно, когда они вплетены в процесс решения задач воспитания.
Конечно, осуществить такое воспитание может лишь весь педагогический коллектив школы. Предполагается, что учитель информатики работает не в одиночку, что его работу поддерживает весь сплоченный коллектив учителей школы. Только совместными усилиями всех учителей школы, его руководства, родителей можно полностью решить проблему воспитания учащихся и в контексте ее – проблему обучения информатике и компьютерным технологиям.
Какова же роль ученика в процессе обучения информатике?
Несомненно, что ученик является объектом учебно-воспитательного процесса. Он является объектом потому, что этот процесс организован и проводится для него, ради него. Вся деятельность учителей , все их педагогические воздействия направлены на ученика, на его воспитание, на формирование его как личности, на его образование. Поэтому, конечно, ученик единственный и главный объект учебно-воспитательного процесса.
Однако весь вопрос в том, каким объектом представляет учитель себе этого ученика. К сожалению, многие учителя, да и не только учителя, представляют себе ученика как пассивного объекта, как, например кусок глины в руках гончара, изготовляющего диковинную посуду. А когда этот ученик, эта глина, начинает бунтовать, противиться «руководящим» усилиям «гончара» - учителя, то учитель возмущается и считает, что глина оказалась плохая и ее бы лучше выбросить, заменить.
Конечно, если ученика рассматривать как пассивный объект, как глину, из которой надо слепить выпускника школы, то, в конечном счете, это может приводить лишь к калечению души ребенка.
Современный ученик – не глина, непассивный объект активных учительских воздействий. Он растущая, развивающаяся и самобытная личность. И начиная с некоторого возраста, он хочет – а это его собственная потребность – и в силу этого имеет право быть субъектом своей деятельности, своего учения, воспитания, своей жизни.
И только сделав его субъектом учебного процесса, можно эффективно осуществлять цели и задачи обучения информатике. Больше того, лишь в той мере, в какой ученик становится субъектом своей учебно-воспитательной деятельности, могут быть осуществлены в современных условиях и все сложнейшие задачи обучения и воспитания. И в той мере он тогда становится достойным объектом педагогической деятельности учителя.












13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15