Психологические основы выбора профессии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
9 КЛАСС.
Составитель: Роменская Л.Ю.

Данная программа
соответствует государственным
требованиям и может быть
рекомендована в качестве рабочей


Ижевск 2015
Пояснительная записка.
Актуальность
Сегодня по данным социологических исследований, каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, каждый второй после окончания ВУЗа работает не по специальности. Могут ли профильная подготовка и профильное обучение в старших классах изменить ситуацию? На что в первую очередь должны быть направлены усилия родителей, учителей, психологов – на отбор «перспективных» детей или на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей? Чем будут руководствоваться взрослые, по сути определяя профессиональную жизнь подростка? Какую цену он заплатит за неверное решение? Ответы на эти вопросы необходимо найти сегодня. Тринадцать – пятнадцать лет назад на рынке труда впервые появились выпускники общей профессиональной школы, получившие образование в новой России. Эти молодые люди не имели гарантии трудоустройства, потому что уже произошёл разрыв между рынком образовательных услуг и рынком труда, снизилось качество профессионального образования. Свободное распределение, которое двадцать лет назад было мечтой многих выпускников высших учебных заведений, для большинства из них обернулось безработицей. Разрушение связей между профессиональной школой и профессиональным трудом имело не только экономические, но и социальные последствия. В ближайшие десять лет демографы предсказывают резкое уменьшение числа трудоспособного населения в России.
Содержание программы
В соответствии с планом модернизации Российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности обучающихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями благодаря особой структуре, содержанию и организации образовательного процесса. Предпрофильное обучение требует реализации личностно – ориентированного подхода в учебном процессе, при котором каждый старшеклассник может выстроить самостоятельную индивидуальную образовательную траекторию, или личный профессиональный план.
Цель:
Помочь подростку почувствовать радость самопознания, осознать свою неповторимость, задуматься о будущей жизни и профессии; способствовать развитию у подростков адекватной Я – концепции и самоуважения. Обучить подростков основам выбора профессии; сформировать одобряемые обществом нормы поведения жизненные ценности, а также навыки социального взаимодействия.
Задачи:
Помочь обучающимся найти ответы на вопросы: «Кто я?»; «Какой я?»; «Чего я хочу?»; «Что я могу?» через использование диагностических методик, практических упражнений и психологических игр
Научить подростков правилам выбора профессии
Помочь составить свой личный профессиональный план и наметить первые шаги по его выполнению
Способствовать формированию активной жизненной позиции
Программа «Основы выбора профессии» утверждена экспертной комиссией района, рецензия от 24.09.2004 .
Данная программа является авторской.
Из компонента образовательного учреждения и национально – регионального компонента учебного плана общеобразовательного учреждения выделен 1 час для информационной работы профориентационного направления в рамках предпрофильной подготовки в 9х классах.
Программа рассчитана на обучающихся 9х классов.
Программа включает в себя 34 часа по 1 часу в неделю.
Количество часов в учебном плане соответствует базисному учебному плану 2004 года на основании приказа МО и Н РФ № 1312 от 05.03.2004 года с изменениями в соответствии с приказами МО и Н России № 241 от 20.08.2008 года.
Требования к результатам освоения программы (компетенции, формируемые программой).
При усвоении данной программы у обучающегося формируются компетенции:
Коммуникативные
Умение работать в паре; выслушивать мнение партнёра и высказывать своё
Умение работать в группе и принимать единое решение
Владение монологической речью.
Умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные:
Умение слушать и дополнять другого.
Целеполагание.
Самостоятельное построение профессиональной траектории.
Умение самостоятельно находить информацию и выделять главное.
Умение сопоставить свои знания с наглядной демонстрацией материала
Умение структурировать знания
Умение сопоставить свои интересы и склонности со своими возможностями.
Предметные:
Проведение аналогий
Умение сопоставить свои знания с наглядной демонстрацией материала
Умение анализировать
Личностные:
Формирование собственного отношения к профессиональному самоопределению
Учебно – тематический план «Основы выбора профессии» (9 й класс)
№ Раздел Количество часов Из них
Изучение нового и закрепление Лабораторные и практические работы Контроль
1 Введение в мир профессий 6 4 2 3
2 Познай самого себя 14 10 4 5
3 Социализация в мире профессий 14 10 4 5
Итого 34 24 10 13
Рабочая программа «Основы выбора профессии» (9 класс)
Раздел 1. Введение в мир профессий № учебной недели
№ урока
в году № урока в разделе Тема урока Форма урока Основные дидактические единицы Формы контроля
1 1 1 Введение в мир профессиий Урок – беседа Статистика. Состояние рынка труда в настоящее время в России и в мире УПЗ
2 2 2 Типы профессий Урок – беседа Пять типов профессий УПЗ
3 3 3 Типы личности в профессиональной среде Урок – беседа Шесть типов личности в профессиональной среде УПЗ
4 4 4 Тест на определение личности в профессиональной среде Урок – исследование Выполнение тестовых заданий; обработка тестовых данных; выводы Тест
5 5 5 Сочетание типов личности с типами профессий Урок – исследование Родственные профессии; сочетание типов Таблица соответствия
6 6 6 Сходства и отличие типов личности Урок – закрепление Сильные и слабые черты в разных типах личности Сочинение
Раздел 2. Познай самого себя
7 7 1 Темперамент Урок – беседа Типы нервной деятельности УПЗ
8 8 2 Тест на определение типа темперамента Урок –исследование Выполнение тестовых заданий; обработка тестовых данных УПЗ
9 9 3 Твоя профессиональная родословная
Урок – беседа Определение родословной. Личная профессиональная родословная Творческая работа
10 10 4 Требования к работнику Мультимедиа – урок Просмотр мультимедийной презентации о типах профессий Сообщения
11 11 5 Типы модальности поведения Урок – беседа Основные отличия типов модальности поведения;
слова – предикаты УПЗ
12 12 6 Особенности поведения и речи типов модальности поведения Урок – исследование Игра – «угадай тип модальности поведения поэта по стихам» УПЗ
13 13 7 Мотивационная сфера Урок – исследование Определение мотивационной сферы обучающихся Тест
14 14 8 Астрология и
профессиональный выбор Урок – беседа Особенности гороскопа
и их влияние на профессиональный выбор УПЗ
15 15 9 Индивидуальные и профессиональные качества личности Урок – беседа Сочетание типов профессий с индивидуальными качествами личности Таблица соотношений
16 16 10 Ответственное поведение в профессии Урок – беседа Целеполагание; соотношение своих целей с целями других Сочинение
17 17 11 Интеллект, способности Урок – беседа Соотношение трёх китов: «Я могу»; «Я хочу»; «Я должен» Творческая работа
18 18 12 ШТУР Урок – исследование Выполнение тестовых заданий Тест
19 19 13 Стадии профессионального самоопределения Урок – беседа Десять стадий профессионального самоопределения; их особенности УПЗ
20 20 14 Твоя стадия профессионального самоопределения Творческий урок – исследование Самостоятельное определение и обоснование своей стадии профессионального самоопределения Письменная работа
Раздел 3. Социализация в мире профессий
21 21 1 Самооценка. Виды самооценки Урок – беседа Определение самооценки; виды самооценки; тест на самооценку Тест
22 22 2 Способы повышения самооценки Проблемно – творческий урок Творческое задание на повышение самооценки Творческая работа
23 23 3 Внешняя и внутренняя самооценка Урок – игра Психологическая игра на повышение самооценки Творческая работа
24 24 4 Эмоции Урок – беседа Определение эмоции; виды эмоций УПЗ
25 25 5 Внимание Урок – беседа Виды внимания УПЗ
26 26 6 Виды внимания в профессиях Проблемно – творческий урок Определить, какой вид внимания необходим в разных профессиях Таблица
27 27 7 Какое лицо у твоей профессии Урок – игра Психологическая игра Творческая работа
28 28 8 Признаки профессий Мультимедиа – урок; беседа Типы профессий в мультимедийных презентациях Сообщения
29 29 9 Урок – игра Психологическая игра Творческая работа
30 30 10 Резюме Урок – беседа Правила составления резюме УПЗ
31 31 11 Составление личного резюме Творческий урок Практическая работа Резюме
32 32 12 Автобиография Урок – беседа Правила составления автобиографии УПЗ
33 33 13 Составление автобографии Творческий урок Практическая работа Автобиография
34 34 14 Итоговое Урок – обобщение Игра «Собеседование» Собеседование
Список литературы для учителя.
Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога Москва 2000г.
Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога Москва 1996г.
Т.В. Черникова Профориентация старшеклассников Волгоград 2006г.
Л. Джанда сборник психологических тестов Москва 2004г.
С. Степанов Популярная психологическая энциклопедия Москва 2005г.
Т.Г. Григорьева; Т.П.Усольцева Основы конструктивного общения
Н.С. Пряжников Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва 2005 г.
Список литературы для обучающихся.
Д. Льюис Язык эффективного общения Москва 2007
Г.В. Рязапкина Психология и выбор профессии