Памятка для учащихся: Слагаемые выбора профессии

Методика «Формула профессии»
Подчеркните наиболее привлекательные цели, предмет, средства, условия труда.
1. Цели труда:

· Оценивать, проверять.

· Исследовать что-либо, делать открытия.

· Изготавливать какие-то предметы.

· Учить, воспитывать, консультировать.

· Творить, создавать новое.

· Руководить людьми.

· Обсуждать кого–либо или что–либо.

· Постоянно работать над собой, «быть в форме».
2. Предмет труда:

· Технические объекты.

· Тексты, графики, числа.

· Экономика и политика.

· Искусство.

· Наука.

· Растения и микроорганизмы.

· Животный мир.

· Люди.

· Детали и материалы.
3. Средства труда:

· Ручные.

· Механические.

· Автоматические.

· Компьютеры.

· Интеллект.

· Выразительные движения, мимика.

· Творческое мышление.

· Возможности организмов и органов чувств.

· Голос, интонация.
4. Условия и организация труда:

· Бытовой микроклимат.

· Помещения с большим числом людей.

· Разъезды.

· Открытый воздух.

· Экстремальные условия.

· Особые условия.

· Работа на дому.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25»






















Составитель:
Кравченко О.В.





Нижневартовск 2014 год
Уважаемый подросток! Через совсем короткое время ты встретишься с огромным миром профессий. И тебе предстоит очень важный, может быть, самый главный в жизни выбор. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относится наше собственное тело, историческая эпоха и страна, в которой мы родились, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно.
Конечно, профессию можно поменять. Однако такой шаг сделать непросто. И чем старше мы становимся, тем это труднее, так как смена профессии обычно связана с болезненными переживаниями, сомнениями, ощущением утраты, потерей времени и сил. Если же самый первый выбор был неслучайным, то исправлять его не потребуется. Но к такому выбору нужно соответствующим образом подготовиться.
Итак, тебе предстоит выбрать свой путь на рынке труда, свою профессию. Куда этот путь тебя приведет? Как ориентироваться в пути? Что тебя ожидает в этом «профессиональном путешествии»?
Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит твоя будущая жизнь. Многие из Вас мечтают об удачной карьере. На пути к успеху могут встретиться трудности. Преодолеть их тебе помогут определенные знания. Мы предлагаем материалы, которые расскажут об основных особенностях профессионального самоопределения и смогут помочь тебе в принятии решения о выборе профессии и построения своей карьеры.










2. С использованием машин с ручным и ножным управлением (М); пример: машинист, водитель.
3. С использованием автоматизированного и автоматического оборудования (А); пример: оператор персонального компьютера.
4. С использованием функциональных средств организма (Ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы, актеры, балерина.
Группы профессий
Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:
1. Труд в обычных бытовых условиях; пример: бухгалтер, учитель (б).
2. Труд на открытом воздухе; пример: строители, работники сельского хозяйства (о).
3. Труд в необычных условиях; пример: водолазы, шахтеры (н).
4. Труд, сопряженный с повышенной моральной
ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы, врачи (м).



















кассир, штурман, радист. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости
(Ч-З).
4. «Человек – художественный образ». Предмет профессий этого типа – это проектирование, моделирование художественных произведений, воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу. Примеры профессий – художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор. От человека в профессиях этого типа требуются развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение (Ч-Х).
5. «Человек – природа». Предмет профессий этого типа – изучение живой и неживой природы, уход за растениями и животными, профилактика и лечение заболеваний растений и животных. Это такие профессий как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта (Ч-П).
Классы профессий
Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель). Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трем большим классам: узнать, преобразовать, придумать.
1. Гностические («гнозис» - знание). Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку (Г).
2. Преобразующие. Цель – изготовить по образцу (Пр).
3. Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу (И).
Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.
Отделы профессий
Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:
1. С использованием ручных орудий труда (Р); пример, каменщик – мастерок, маляр – кисть, хирург – скальпель, столяр – дрель, зубной врач – бормашина.

Секреты выбора профессии
Профессия это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией, сформулировали три главных требования, которым она должна удовлетворять:
- профессия должна быть интересной,
- профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности,
- профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Одним из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Если человеку нравится содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Другой крайне важной причиной необходимости тщательного выбора профессии является возможность трудоустройства; наличие рабочих мест по выбранной профессии.
Последняя, но не менее веская причина необходимости тщательно и разумно выбирать профессию – это твои профессиональные возможности.
Самый надежный способ выбора профессии состоит в следующем.

· Определить, каковы твои профессиональные интересы и склонности.

· Оценить каковы твои профессионально важные качества: здоровье, квалификация, способности, которые определяют, в конечном счете, твою профессиональную пригодность и возможности.

· Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу.
Графически самый надежный способ выбор профессии выглядит так:
Хочу – профессиональные склонности и интересы.
Могу – состояние здоровья, профессиональная квалификация, профессиональные способности.
Надо – спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.


Ошибки в выборе профессии
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессии, незнание себя, незнание правил выбора профессии.
Незнание мира профессий – устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в престижности профессии.
Например, профессия наладчик станков. До сих пор эта профессия связывается только с образом шумного цеха, промасленной ветошью, грязными руками. Но теперь наладчики станков с программным управлением, регулирующие электронные устройства, пользуются в работе электронными измерительными приборами, стендовым оборудованием.
Незнание себя – необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.
Незнание правил выбора профессии – отождествление учебного предмета с профессией. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии. Перенос своего отношения к человеку на профессию.
Всех этих ошибок можно избежать, если реально представляешь свои возможности, знаешь особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления; уровень подготовленности, интересы и склонности.
Правила выбора профессии
Выбирая профессию, необходимо:
1. Узнать, какие профессии и специальности нужны там, где вы проживаете.
2. Хорошо подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает.
3. Подробно изучить эту профессию, оценить возможность ее приобретения.
4. Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, если есть возможность, получить квалифицированную консультацию.
5. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.

Классификация профессий
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
Вы уже встречались с различными классификациями при изучении ботаники, зоологии, русского и других языков. Например, классификация животного мира помогает разобраться в мире фауны.
Так и в мире профессий умелое использование классификации поможет вам выбрать из множества профессий те, с которыми вы хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.
Существуют разные виды классификаций профессий, но наиболее удачную предложил академик Е.А. Климов.

· По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

· По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.

· По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

· По условиям труда (группы) – где работает.
Типы профессий
1. «Человек – человек». Предмет профессий этого типа – другие люди. К ним относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением, воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. В качестве примера можно привести такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор. Профессии такого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности (Ч-Ч).
2. «Человек – техника». Предмет профессий этого типа – это создание, монтаж, сборка и наладка технических устройств, эксплуатация технических средств, ремонт техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости (Ч-Т).
3. «Человек – знаковая система». Предмет профессий этого типа – тексты, цифры, формулы, таблицы, чертежи, карты, схемы, звуковые сигналы. Это переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер,

надо

могу

хочу



F