Конспект по русскому языку Мягкий знак после шипящих в глаголах


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Конспект урока
по русскому языку
в 4 Б классе
по теме
«Мягкий знак после шипящих в глаголах »
Составила:
учитель нач. классов
Гиздуллина Н.А.
г. Нефтекамск2015 г.
Тема : «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Цель: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
   Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение  аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки.
Этапы урока Содержание урока Формируемые УУД
Орг. момент.
Минутка чистописания.
Планирование урока.
– Урок я хотела бы начать с притчи.
Притча.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках».
В наших руках- создать на уроке доброжелательную атмосферу, где каждый ученик будет вдумчиво работать, правильно отвечать, красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках»
- На столах у вас лежат листочки с изображением солнышка. На протяжение урока, после каждого этапа у вас будет появляться лучик. Если вы хорошо справились с заданием – жёлтый цвет, если у вас вызвало затруднение – красный цвет, а если вообще ничего не получилось – зелёный.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- Начнем наш урок с минутки чистописания.
ж   ш   ч
Самооценка.
-Что общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки)
-Какой ещё шипящей не хватает? (щ)
- Какие орфограммы с шипящими вы знаете? (щ)
- А сегодня мы ещё познакомимся с одной орфограммой. А о какой вы
узнаете позже.
- Значит наша цель будет
-Какую закономерность вы заметили?.Назовите слоги, где звук б будет мягким.
Запишите эти слоги в тетрадь.
- С какой целью мы проводим чистописание?
Личностные УУД.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные УУД
1Представлять информацию в виде схемы.
2.На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
4. Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.
Сообщение целей урока.
Словарная работа
- А сегодня мы ещё познакомимся с одной орфограммой. А о какой вы узнаете чуть позже.
- Значит цель нашего урока будет…..
(Научиться находить главные члены предложения и правильно определять части речи).
- Итак, мы с вами постарались на минутке чистописания. И переходим к следующему этапу урока.
Следующий этап урока…. словарная работа.
- С какой целью мы проводим словарную работу.
Скажите на протяжение нескольких уроков о какой части речи мы с вами говорим?
- Какую словарную работу можно провести по теме глагол? (Выписать из словаря глаголы)
(Сверкать, решать.)
Самооценка.
- Что общего в этих глаголах? (В неопределённой форме)
Давайте вернёмся к минутке чистописания.
-Вспомните о чём мы с вами говорили.
-Образуйте от данных глаголов слова с шипящей на конце слова.
6-я буква – безударная гласная, которая встречается в названии кругленького предмета……..
Что это за слово?
1-я буква в этом слове – это мягкий согласный звук в названии пушного зверька…..
2-я буква обозначает гласный звук последнего слога трёхсложного слова……….
3-я буква дважды встречается в названии празднично украшенного дерева……….
4-я буква дважды встречается в односложном слове……...
5-я буква - с неё начинается название предмета, без которого не обойтись на уроках русского языка
6-я буква – безударная гласная, которая встречается в названии кругленького предмета……..
Что это за слово?
БЫСТРО
(Вывешивается словарное слово)
- Запишите это слово три раза и выделите букву о. Запомните написание этого слова.
Оно встретиться вам сегодня в учебнике, на странице, которой мы будем работать.
- Давайте придумаем предложение со словами: быстро, белка, прыгает, ветку, на ветки, с.
Но сначала скажите, что мы называем предложением??? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль.).
(Слова в предложении связанны по смыслу.)
Итак, придумаем предложение. (Белка быстро прыгает с ветки на ветку).
- Запишем это предложение. (Вызывается к доске ученик и записывает это предложение с комментированием, остальные учащиеся записывают в тетради с красной строки).
РегулятивныеУУД.
1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
2. Осуществлять личностную рефлексию.
3. Развитие мотивов учебной деятельности.
4. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
5.Составление плана и последовательности действий
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в паре, в группе.
2. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
3.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4.Планирование учебного сотрудничества с учителем
5. Умение оформлять мысли в устной форме с достаточной полнотой.
Актуализация знаний.
Поработав над словарными словами, мы переходим к следующему этапу урока. Какому?
- Предлагаю посмотреть на слайд.
- Какую работу нам предстоит выполнить?
Посмотрите на слайд.
-Что общего в словах каждого столбика?   (Все слова оканчиваются на шипящий)
ключ…                вещ…         могуч… учиш..
чертёж…              ноч…           дремуч… моеш…
  кирпич…             рож…           хорош… чистиш ..
- Вставьте, где необходимо, мягкий знак.
( В первом столбике имена существительные множественного числа. Мягкий знак не пишется.
Во втором  столбике имена существительные мужского рода. Мягкий знак не пишется.
В третьем столбике имена существительные женского рода. Мягкий знак  пишется.
В четвёртом  столбике краткие имена прилагательные. Мягкий знак не пишется.)Место затруднения.
-  Посмотрите на слова этих столбиков
учиш…                                    учиш…сямоеш…                                    моеш…сячистиш…                                 чистиш…ся-Что общего в этих словах? (глаголы, основа оканчивается на шипящий)
- Как вы думаете, надо ли писать Ь  в этих словах? ( надо, не надо)
Вопрос один и тот же, а ответы разные? Почему? (не знаем точно)
- Что же нам надо делать? - Из каких источников мы можем получить ответ (из учебника)
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
(Научиться писать глаголы с мягким знаком после  шипящих).
-Пора приступить к следующему пункту плана.
Откройте учебник на стр.94.
– Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.Семь раз отмерь, один отрежь.Важно беречь платье снову, а честь смолоду.Тише едешь – дальше будешь.Без теста пирога не испечешь.
Запись:
Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь –– глаг., 2 л, ед. ч.,
– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)– Какой вывод можно сделать?
(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?- Работа с правилом (учебник).
С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.
4.Работа в группах
Я предлагаю вам работу в группе.
- Я хочу вам напомнить правило работы в группе: уметь выслушивать друг друга.
- Составьте алгоритм правописания мягкого знака  после шипящих в глаголах.
                               Алгоритм.
1. Прочитай слово с шипящим на конце.
2. Определи,  какой частью речи оно выражено.
3. Если это глагол, то после шипящего пиши  мягкий знак.
 - Прочитайте памятку.
5. Реализация проекта. 
 
- Пора приступить к следующему пункту плана.
Выполнение упражнения № 1
Запиши слова в три столбика.
Первый ряд - глаголы в начальной форме,
Второй ряд - глаголы в форме 2 лица, единственного числа,
Третий ряд - в глаголы , выражающие совет просьбу, приказ.
- Не забывайте писать ь после шипящих.
Стричься, не плачь, идёшь, беречь, съешь,  учишь, говоришь, испечь, помочь, сидишь, поёшь, сидишь поёшь поешь , отрежь, прилечь, кричишь, намажь.
(Проверка) Сверить со слайдом
Кто выполнил работу без ошибок? У кого есть неточности? Какие?
- Как же пишутся глаголы с шипящими на конце ? ( с Ь)
Самооценка. Сверить со слайдом
Слова развесить по классу. Соберите и прикрепите на доску слова глаголы с шипящими.
Рож.., могуч.. сжеч., стереч.., шалаш.., скрипач.., береч.., пишеш…, думаеш… рисоват… пет…
- Как же пишутся глаголы с шипящими ? ( с Ь)
1 группа – выполняет тест на ноутбуке.
- Сейчас я вам буду зачитывать слова, а вы если надо в слове писать мягкий знак, ставите +, если нет, то -. луч -
беречь +
кирпич -
знаешь +
отрежьте +
хорош -
зажечь +
дремлешь +
могуч -
чертишь +
- Теперь давайте произведем проверку. (Самооценка и оценивание)
Домашнее задание: с 96 , упр. № 5
Рефлексия.
- Самооценка «Солнышко»
Итог урока. 
- Всё ли что мы запланировали выполнили?
- Какую цель урока мы перед собой ставили? (Узнать, какие слова называются главными членами предложения и научиться находить в предложении главные члены предложения.)
- Достигли цели?
Сообщение темы и целей урока.
Открытие детьми нового знания.
Закрепление изученной темы.
Работа в группах.
Составление алгоритма.
Закрепление изученной темы.
Экспресс –опрос.
Самостоятельная работа.
Домашнее задание.
Итог. Рефлексия.