Конспект урока Мягкий знак после шипящих в глаголах (4класс)


Урок: русский язык
УМК: Начальная школа 21 века
Авторы учебника: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. ПетленкоКласс: 4
Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Тип урока: урок новых знаний
Планируемые результаты (предметные): систематизируют знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдают за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формируют вывод, фиксируют орфограмму, объясняют правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Личностные результаты: расширяют познавательные интересы; сохраняют положительную мотивацию к учёбе, к усвоению новых действий; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные : ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют сравнение, классификацию; делают выводы;
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; используют необходимые средства (наглядный материал);
Коммуникативные: строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: карточки со словами для
составления предложения; тест на карточке.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Я тетрадь свою открою,
И как надо положу,
Я друзья от Вас, не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Дети проговаривают, и одновременно выполняют действия.)
Запись даты и «классная работа».
Работа над словами из словаря.
На доске записаны слова:
М_роз, за_тр_к, _бед, д_журный, р_сунок, р_бота, б_седа, м_чта.
-Буквы играют в прятки, найдём их (устная работа, один называет букву, если правильно, остальные делают хлопок, не правильно топнут).
Игра «Волшебники».
- Какой частью речи являются все эти слова? (имя сущ-ое).
Итак, вы волшебники, превратите данные имена существительные
в глаголы и запишите их. (Запись на доске и в тетрадях: морозить, завтракать, обедать, дежурить …..)
- В какой форме записаны глаголы? (в начальной форме).
- Почему? Выделите суффикс и основу.
А в какой ещё форме могут быть употреблены глаголы? (личной).
-Превратите эти же глаголы в глаголы 1 л. ед. и мн. чисел, 2 л.ед. и мн. чисел, 3 л. ед. и мн. чисел. (называют устно).
- Вот мы и повторили, что уже узнали о глаголе.
3. Введение в тему:
- А сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка о
правописании глаголов.
Назовите одним словом и запишите, (ученик за доску, остальные в
тетради).
- Как называют молодых людей? (молодежь).
- Верхняя одежда применяемая во время дождя? (плащ).
- Мелкое животное из отряда грызунов? (мышь).
- Краткая форма слова хороший? (хорош).
- Я долго не видел родных, и очень жду…..(встреч).
- Синоним к слову доктор? (врач).
- Я Вам желаю много … (удач).
- Краткая форма слова могучий? (могуч).
Проверка, с чётким проговариванием правил написания мягкого знака
после шипящих в написанных словах.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова?
- Какие шипящие звуки вы знаете?
4. Постановка проблемы:
- А теперь посмотрите на эти слова: СИДИШ_, БЕРЕЧ_, ОТРЕЖ_.
- Какой части речи эти слова?
- Ребята, а как вы думаете: надо или не надо у глаголов после шипящих
писать мягкий знак?
- Давайте разбираться, откройте учебники на странице 107, работа с
рубрикой «Давай подумаем». Чтение пословиц и наблюдение над выде-
ленными словами:
Семь раз отмерь, один отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Тише едешь – дальше будешь.
Без теста пирога не испечь.
-Какой вывод можете сделать? Чтение правила в учебнике.
Хоровое чтение правила. Значит, будем писать мягкий знак в словах
СИДИШ_, БЕРЕЧ_, ОТРЕЖ_ или нет? (да), подписываем мягкий знак.
Выполнение упражнения №1, учебника с 108.
Запиши слова в три столбика. В первый – глаголы в начальной форме,
во второй – глаголы в форме 2 – го лица единственного числа, в тре-
тий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ.
Не плачь, идёшь, беречь, назначь, учишь, говоришь, испечь, помочь,
сидишь, поёшь, спрячь, порежь, прилечь, кричишь, намажь.
- Какой сделаем вывод? Хоровое проговаривание того же правила.
- А как быть с такими словами как: СПРЯЧ_ТЕ, СТРИЧ_СЯ?
5. Работа с предложением.
На доске слова: ЛИСТ, С, ВЕСНЫ, СОБИРАЮТ, ЧАЙНЫЙ, ДО, ОСЕНИ, ПОЗДНЕЙ.
- Составьте предложение и запишите. Дети зачитывают полученные
предложения.
- Выполните синтаксический анализ предложения, проверка.
- Назовите глагол в предложении, определите его лицо и число.
- Назовите слово в котором звуков больше, чем букв. Назовите
слово, в котором букв больше, чем звуков.
6. Отработка правила:
Учебник стр.108, упр. № 2 (работа в паре). Сделай буквенную запись. Слова записывай
в два столбика. Не забывай про мягкий знак!
беречь думаешь
(слова даны в транскрипции).
7 . Первичное закрепление: «Экспресс – тест»
Карточки: Поставь, где надо мягкий знак.
Ноч_, береч_, кирпич_, знаеш_, съеш_, колюч_,
чертиш_, туч_, товарищ_, отреж_те, сидиш_.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какую новую тайну русского языка мы открыли на уроке?
Хоровое проговаривание правила.
- Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
9. Домашнее задание: упр.3 с 109