Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих в глаголах (4 класс)


Урок: русский язык
УМК: Начальная школа 21 века
Авторы учебника: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В. ПетленкоКласс: 4
Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Цель урока: организация деятельности учащихся с целью открытия новой тайны русского языка – правописания мягкого знака после шипящих в глаголах.
Задачи урока:
сформировать представление о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах; активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих на конце имен существительных 2 и 3 склонения, имен существительных множественного числа в форме родительного падежа, кратких прилагательных; развивать способность учащихся наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа, орфографическую зоркость; формировать интерес к предмету; чувство взаимного уважения; аккуратности при выполнении работ в группах и парах.
Тип урока: урок новых знаний
Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
дидактический материал: карточки со словами для составления статьи
ХОД УРОКА:
Мобилизирующий этап.
Учитель:
— Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку
У нее ряд в ряд
Буква к букве стоят.
На одном таком листе
Много разных новостей.       (Газета)
(Учащиеся отгадывают загадку)
Учитель:
— Посмотрите на экран и изучите информацию в таблицах. Расскажите о том, что нового узнали.
(Ребята ведут поисковую работу и делают сообщение о видах газет, периодах издания и т.д.)
Слайды 1, 2, 3, 4, 5
Учитель:
— Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры. И выпустить газету для будущих четвероклассников. Вы сегодня не просто ученики, а редакторы газеты. Выберите отдел, в котором вы будете сегодня работать.
(Ребята выбирают отделы и рассаживаются за столы.)
Актуализация знаний
Учитель:
— Определить тему газеты вам помогут буквы: ь, ш, щ, ч, ж
(буквы написаны на доске)
Дети определяют тему газеты:
«Правописание мягкого знака после шипящих»
298704016319500 На доске составляют схему:
333946513589000Ш
33013651123950032537401123950032823159334500 Щ Ь
Ч
Ж
Организация работы в группах.
Учитель:
— Я прошу вас распределить роли в группах, не забудьте выбрать редактора, который расскажет о проделанной работе главному редактору.
(Ребята распределяют обязанности в группе.)
Учитель:
— Вспомните всё, что вы знаете по теме «Правописание мягкого знака после шипящих». Оформите информационную статью в соответствии с заданием. Задание для каждого отдела разные: первый отдел работает над статьёй: «Мягкий знак пишется…»; второй отдел работает над статьей: «Мягкий знак не пишется…». Отделы прошу приступить к работе. Это задание вы должны выполнить за 5 минут.
(После окончания работы, ученики выходят к доске, прикрепляют свои статьи и отчитываются о проделанной работе.)
Учитель:
— Посмотрите на экран. (слайд 6)
—По какому принципу объединены слова в группы. В словах какой группы нужен мягкий знак?
(много)задач… ключ… вещ… могуч…
(нет) груш… чертёж… ноч… дремуч…
(много)туч… камыш… рож… хорош…
Введение в тему. Работа над словарными словами.
На доске записаны слова:
М_чта, _бед, д_журный, р_сунокУчитель:
— Назовите орфограммы в словах.
(Ученики называют орфограмму, объясняют правописание.)
Учитель:
— Какой частью речи являются все эти слова?
(Имена существительные.)
Учитель:
— Образуйте от данных имен существительных — глаголы и запишите их в начальной форме.
Запись на доске и в тетрадях:
мечтать
обедать
дежурить
рисовать
Учитель:
— В какой ещё форме могут быть употреблены глаголы?
(В личной форме)
Учитель:
— Образуйте от данных глаголов—глаголы 2 л., ед. ч. (Устно).
(Ответы учащихся)
Учитель открывает слова на доске:
мечтаеш…,
обедаеш…,
дежуриш..,
рисуеш….
Слайд 8
4. Постановка проблемы:
Учитель:
— Ребята, а как вы думаете: надо ли в этих словах писать мягкий знак? Ваши предположения…
(Ответы учащихся)
5. Новая тема.
Учитель:
— Сформулируйте тему новой статьи. Запишите ее в тетрадь.
«Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Слайд 9
Учитель:
— Цель определите сами.
(Ответы учащихся: узнать, научиться …)
Учитель:
— Где мы можем проверить свои предположения?
(На страницах учебника)
Учитель:
— Откройте учебники на странице 107.
(Работа с рубрикой «Давай подумаем». )
Слайд 10
Учитель:
—Прочитайте пословицы. Найдите глаголы. Определите их форму.
Чтение пословиц и наблюдение над выделенными словами:
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Без теста пирога не испечёшь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Тише едешь – дальше будешь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
На доске ученики записывают выделенные слова, определяют форму.
беречь (начальная форма,)
погонишься, поймаешь, едешь, будешь, испечешь (2-е лицо)
отрежь (повелительное наклонение)
Учитель:
— Какой вывод вы можете сделать?
(Мягкий знак пишется во всех глагольных формах)
Слайд 11
Чтение правила.
Учитель:
— В каких случаях пишется мягкий знак в глаголах?
(Во всех глагольных формах)
Статья «Новости» оформляется фронтально:
«Мягкий знак во всех глагольных формах»
Ученики под руководством учителя на доске составляют алгоритм:
37147514668500
Алгоритм
Определяю часть речи.
Если слово является глаголом, то пишу мягкий знак
Пример: сидишь, стричь, читаешь, удишь, испечь, печь
Выполнение упражнения №1, учебника (с. 108.) Фронтально с комментированием.
Учитель:
—Запишите слова в три столбика. В первый – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2 -го лица единственного числа, в третий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ.
Стричься идешь не плачь
Беречь учишь назначь
Испечь говоришь намажь
Помочь сидишь спрячь
Прилечь кричишь порежь
поёшь
Самопроверка: слайды №12, 13.
Учитель:
—Сделайте вывод?
Хоровое проговаривание правила.
6. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа в группах. (учебник стр.108, упр. № 2.)
Учитель:
—Сделайте буквенную запись. Слова записывайте в два столбика.
Начальная форма: обжечь, поджечь, стричь, помочь
2-е л., ед.ч.: стоишь, говоришь, сидишь, бежишь, идёшь, поешь, летишь, кричишь, льёшь.
Учитель:
— Объясните правописание мягкого знака в словах. (учебник стр. 108, упр.№3)
—Произведения какого жанра вы прочли? (Пословицы). Что такое пословица? Назовите пословицы с такой же орфограммой.
(Ответы учащихся)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Учитель:
—Для того, чтобы быстро ориентироваться в чем-то, мы часто использует схемы. Давайте попытаемся составить схему по нашей теме.
(Самостоятельная работа в группах)
Слайд 15
Защита работы.
Ученики каждого отдела выходят к доске прикрепляют схему. Формулируют правило по схеме. Сравнивают свою схему с эталоном, прикрепленным на доске.

Самостоятельная работа:
Учебник стр. 110, упр. 5.
1-2 строка—устно, фронтально.
3-5 строка—самостоятельно
7. Домашнее задание упр. 4, стр. 109
8. Подведение итогов
Слайд № 16
9. Рефлексия
Слайд № 17