МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

Несмотря на значительное продвижение компьютерных средств обучения в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки.
Как показывает практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций (далее ММП) языкового материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей.
На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение ММП как методического приема.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне урока.
Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных. Её проще упорядочить, создав свою медиатеку поступающей и хранящейся информации (в этом случае не надо тратить время на поиски необходимого материала). Такая медиатека может включать следующие компоненты - уровни информации (Таблица №1)

Таблица № 1 Медиатека учителя иностранного языка

Мультимедийный учебно-методический ассортимент
Навигатор

1. Коллекция статических картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)
список хранящихся статических картинок

2. Коллекция анимированных картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)
список хранящихся анимированных картинок

3. Коллекция звуковых файлов, разбитых по темам (классические произведения, звуки природы, эмоции, текстовые аудиозаписи и т.п.)
список хранящихся звуковых файлов

4. Коллекция готовых ММП по темам
список готовых ММП

5. Коллекция текстовых файлов
список хранящихся текстовых файлов



список нужных поисковых машин и часто посещаемых веб-сайтов



список справочной информации



список хранящихся материалов по мониторингу.

6. Разное (коллекция необработанных материалов)



Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирование использования ММП; б) методический анализ намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к применению ММП.
Перспективное планирование использования ММП необходимо для решения важной методической задачи - подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме.
Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: а) определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; б) наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в) выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов).
Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к определённой теме, учитывая: а) дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б) уровень знаний и развития учащихся данного класса; в) подготовленность и опыт учителя в использовании ММП.
Создание и применение ММП возможно при соблюдении определенных требований к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих необходимым характеристикам.
Для создания ММП нами используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).
Эффективность использования ММП во многом зависит от ряда организационно-технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, названия папки); г) наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т. п.
Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо выполнять определенные гигиенические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут.
В ходе работы с младшими школьниками нами сформулированы следующие основные требования к оформлению ММП (Таблица №2).

Таблица №2 Основные требования к оформлению ММП

Условия оформления
Требования к оформлению



I - II классы
III - IV классы

Стиль создания и оформления
единый

Ограниченность по времени
2-3 мин.
5-6 мин.

Количество слайдов
6-7 шт.
9 - 10 шт.

Графические изображения
3-4 шт.
6-7 шт.

Анимационные эффекты текста
3-4 шт.
5 - 6 шт.

Анимационные объекты
5-6 шт.
7 - 8 шт.

Звуковые файлы
3-4 шт.
5 - 6 шт.

Видеофрагмент
1 шт.
2 шт.

Фоновые изображения
1-2, преимущественно тёмные тона

Использование цвета
не более трех контрастных для одного слайда; фон и текст должны быть контрастными

Содержание
короткие слова и предложения; минимум предлогов, междометий

Расположение информации
картинка не должна отвлекать от содержания текста; наиболее важная информация находится в центре; доминирует горизонтальное расположение информации

Шрифт
крупный (для заголовков - 66/72, для информации - 42/44/48); одного типа; не злоупотреблять прописными буквами

Способы выделения информации
жирный шрифт; разные цвета; стрелки; схемы для важных фактов

Объем информации
1 слайд - это 1 ключевой пункт

Виды слайдов
минимум текстовых слайдов


Технология непосредственного использования в учебном процессе ММП имеет несколько этапов: 1) подготовительный; 2) преддемонстрационный; 3) демонстрационный; 4) последемонстрационный; 5) рефлексивный.
Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии нами выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен:а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП; б) продумать цели и задачи создания слайдов; в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности; памяти компьютера, места хранения, названия папки); г) наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т. п.
Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо выполнять определенные гигиенические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут.
В ходе работы с младшими школьниками нами сформулированы следующие основные требования к оформлению ММП (Таблица №2).
Технология непосредственного использования в учебном процессе ММП имеет несколько этапов: 1) подготовительный; 2) преддемонстрационный; 3) демонстрационный; 4) последемонстрационный; 5) рефлексивный.
Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии нами выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен: а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП; б) продумать цели и задачи создания слайдов; в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности; г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой); д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к ММП; е) составить сценарий ММП; ж) создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы; з) применить анимационные и звуковые эффекты; и) проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП; к) скорректировать возможные недочеты.
В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.
На демонстрационном этапе происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.
Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.
Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.
Для мультимедийных презентаций лексических явлений на младшей ступени обучения нами используются следующие приемы:
семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране-доске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированно, в ситуативно связанном предложении;
семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками;
семантизация прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор);
семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов или самих предметов (часов, календаря, таблицы, расписания и т.п.);
семантизация наречий с помощью различных мультимедийных указателей (часов - рано / поздно; географической карты - далеко / близко; виртуального местоположения в классной комнате -справа / слева и т.п.) и картинок, видеофрагментов;
семантизация местоимений с использованием соответствующих картинок с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения);
введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных и анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;
введение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов);
использование для семантизации абстрактных и обобщенных существительных путем перевода в виде русскоязычной подсказки (звук, надпись);
семантизация слов и словосочетаний в контексте, подсказывающем необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке);
введение собирательных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями (огурцы, помидоры - овощи);
введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;
семантизация лингвострановедчес-ких реалий путем демонстрации соответствующих изображений (фотографий, рисунков, карт и т.п.);
семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении;
семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадки при общей мультимедийной поддержке;
систематическая семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их значение, что исключает перевод (план дома, ситуация на вокзале, в театре, в магазине);
17) семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов, со- отнесение однокорневых частей речи) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке.
Что касается формирования грамматических навыков, то оно проводится дозирование, с учетом условий функционирования грамматических структур в речи, соответствующих трем этапам формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомления и первичного закрепления; 2) тренировки; 3) применения.
Целью этапа ознакомления и первичного закрепления является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения.
На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление.
Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения осуществляется прежде всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых учителем с помощью ММП. Приемы для создания таких ситуаций можно свести к нескольким основным:
ММП реальных предметов и физических действий для раскрытия сущности явления;
использование различных средств мультимедийной наглядности (анимированных и анимационных картинок, фотографий, отдельных слайдов, планов, географических карт, медиа макетов), в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказывания;
использование слайд-фильмов и видеофрагментов, позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления;
создание иноязычного контекста путем демонстрации ссылок на реальные события, факты, реалии;
представление грамматического явления с помощью анимированных геометрических групп в мультимедийном контексте.


15