Научная статья по физической культуре ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ


ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Куло Е.В.
Научный руководитель – д.м.н., профессор Власов В.Н.
Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти
Считается, что около 10% населения планеты имеют нарушения слуха, а пятьсот миллионов человек имеют заболевания уха или глухоту. В России около 90000 глухонемых. Только за 2014 год в Самарской области было выявлено 923 ребенка с понижением слуха, а общее количество таких детей в Самарской области составило 124038 человек.
Дети, имеющие проблемы со слухом во многом отличаются от слышащих детей, у них отмечается соматическая слабость, отставание в моторном, физическом развитии, имеются нарушения координации движений. В ходьбе они широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедленны в движениях. В беге отмечаются боковые раскачивания, раскоординация движений, неустойчивость и непрямолинейность.
Правильно подобранные средства физического воспитания способствуют компенсации не только физического развития, но также помогают улучшить двигательные способности, в том числе и координацию движений.
Координационная способность рассматривается как один из компонентов решения двигательных задач. Если координационные способности развиты, то формируется база для успешного овладения двигательными навыками. Они влияют на темп, вид и способ усвоения техники различных движений, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Поэтому необходимо формировать координационные способности у слабослышащих школьников, для подготовки их к жизни, труду, социализации в обществе. Они будут способствовать эффективному выполнению бытовых операций и улучшению психологических процессов.
Цель исследования: оценка эффективности гимнастики «Цигун» для развития координационных способностей у слабослышащих школьников 9-12 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику применения гимнастики «Цигун», для развития координационных способностей у слабослышащих школьников.
3. Оценить влияние гимнастики «Цигун» на развитие координационных способностей у слабослышащих школьников.
Объект исследования: учебный процесс, направленный на повышение координационных способностей у слабослышащих школьников 9-12 лет средствами гимнастики «Цигун».
Предмет исследования: методика применения гимнастики «Цигун» для развития координационных способностей детей 9-12 лет с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение специального комплекса гимнастики «Цигун» в адаптивную физическую культуру, будет способствовать развитию координационных способностей школьников 9-12 лет, имеющих нарушения слуха.
Опытно-экспериментальная база – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 городского округа Тольятти.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Педагогическое наблюдение.
Тестирование физических качеств.
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
Были сформированы две группы. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с учебной программой, а в экспериментальную группу были, добавлены комплексы гимнастики «Цигун». В них входят:
1. Комплекс упражнений для каждой тренировки, выполняемый в начале разминки. Продолжительность 7-10 мин.
2. Основной комплекс «Цигун», выполняемый в отдельный день. Продолжительность выполнения 30-40 мин.
3. Упражнения гимнастики «Цигун» для развития координационных способностей.
В эксперименте приняли участие 14 мальчиков. Использовались следующие тесты:
1. Опускание палки.
2. Повороты на гимнастической скамейке.
3. Стойка на одной ноге.
4. Упор присев – упор лёжа.
5. Челночный бег 3х10 м.
6. Три кувырка вперед
7. Перешагивание через гимнастическую палку.
Педагогический эксперимент продолжался 3 месяца, полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Результаты оценки координационных способностей у слабослышащих школьников 9-12 лет (М±m)
Показатели В начале исследования В конце исследования
Контрольная группа
Экспериментальная группа Контрольная группа
Экспериментальная группа
1. Опускание гимнастическойпалки
(см.) 34,43 ± 1,76 34,43 ± 2,48 31,71 ± 2,14* 27,86 ± 2,31**##
2. Повороты на гимнастической скамейке
(кол-во) 5 ± 0,25 4 ± 0,17 5 ± 0,18 6 ± 0,28*##
3. Стойка на одной ноге
(сек.) 19,14 ± 1,96 21,14 ± 3,72 24 ± 2,16** 33 ± 2,81**#
4. Упор присев, упор лежа
(баллы) 4 ± 0,42 3,5 ± 1,95 4 ± 0,25* 5 ± 0,26**##
5. Челночный бег 3×10
(сек.) 3,8 ± 0,08 3,67 ± 0,15 3,66 ± 0,06 3,17 ± 0,12**##
6. Три кувырка вперёд
(сек.) 6,51 ± 0,17 6,44 ± 0,24 6,37 ± 0,16 5,64 ± 0,15**##
7. Перешагивание через гимнастическую палку
(сек.) 47,57 ± 1,31 47,84 ± 1,33 47,44 ± 0,83 45,68 ± 1,18**#
* - p < 0,05; ** - p < 0,01 - достоверность отличий в сравнении с началом эксперимента;
# - p < 0,05; ## - p < 0,01 - достоверность отличий между экспериментальной и контрольной группами.
В начале эксперимента различий в значениях показателей в экспериментальной и контрольной группах не обнаружено.
В конце эксперимента исследуемые нами показатели координационных способностей у слабослышащих школьников, указывают на положительную динамику, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Достоверное улучшение теста опускания гимнастической палки в сравнении с началом эксперимента наблюдалось как в контрольной (p<0,05) так и экспериментальной (р<0,01) группах, однако в экспериментальной группе улучшение значения теста было достоверно (р<0,01) и в сравнении с контрольной группой.
В конце эксперимента достоверное улучшение теста повороты на гимнастической скамейке происходило только в экспериментальной группе как в сравнении с началом эксперимента (p<0,05) так и в сравнении с контролем (р<0,01).
Достоверное (р<0,01) улучшение теста стойка на одной ноге происходило в конце эксперимента в сравнении с его началом у лиц обеих групп. В экспериментальной группе достоверное (p<0,05) улучшение значение показателя было и в сравнении с контролем.
Улучшение теста упор присев, упор лежа происходило в конце эксперимента в обеих группах (p<0,05; p<0,01). В экспериментальной группе достоверное (p<0,01) улучшение значение показателя было и в сравнении с контролем.
Достоверное улучшение значений тестов: челночный бег 3×10, три кувырка вперед и перешагивание через гимнастическую палку в конце эксперимента происходило только у лиц экспериментальной группы как в сравнении с началом эксперимента, так и в сравнении с контролем.
Таким образом, все показатели координационных способностей у лиц экспериментальной группы в конце исследования находятся на более высоком и статистически достоверном уровне, в сравнении с лицами контрольной группы. Следовательно, комплекс гимнастики «Цигун», способствует повышению координационных способностей у слабослышащих школьников 9-12 лет.
Литература.
Богачихин, М.М. Внутренние практики в буддизме и даосизме (Секретные методы) FB2 / М.М. Богачихин. - М.: Ганга, 2010. - 148 с.
Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.: ил.
Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
Мансуров, М.А. Тайцзи цигун. Энергия рода / М.А. Мансуров. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 288 с.
Правдина, Н.Б. Чудесные практики исцеления / Н.Б. Правдина. - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. - 160 с.
Смирнов, А.В. Русский Цигун. Верная тропа к здоровью / А.В. Смирнов. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2007. - 256 с.