Материал на тему Названия шамана в хакасском языке


Названия шамана в хакасском языке
Разработал: Таскараков Р.И.
Учитель хакасского языка и истории.
Н.А. Алексеев в своем монографии «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования) (Новосибирск, 1984) пишет: «Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са — «знать».
Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) — ойуун, эвенков — саман, шаман, у ненцев — тадебей, у бурят — боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов — сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной.
В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется» [Алексеев, 1984].
Лексема хам с начальным смычным к фиксируется в древнеуйгурских памятниках и используется с различными оттенками значения: врачеватель, целитель; прорицатель, предсказатель; заклинатель, кудесник, чародей, маг, волшебник; колдун [ДТС: 413]. В настоящее время слово кам ~ хам осталось лишь в регионе Саяно-Алтая.
Наличие данной лексемы в саяно–алтайском регионе содержится в китайских хрониках «Истории династии Тан», переведенных выдающим русским ученым, востоковедом И. Бичуриным, в разделе, посвященном описанию народа хагасов (кыргызов): «Жертву духам приносят в поле. Для жертвоприношений нет определенного времени. Шаманов называют гань [кам]» [Бичурин 1851/1998: 361].
В хакасском языке, как и в языках Саяно – Алтайского региона, для обозначения шамана используется лексема хам, соответствующая общетюркскому названию «КАМ»
Список литературы
Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). - Новосибирск, 1984.
Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск, 1992.
Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. – Новосибирск: Изд-во Институт археологии и этнографии СО РАН, 2006.
Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2006.