Технологическая карта урока по изобразительному искусству Гербы и эмблемы. Мой новый герб (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39 имени Георгия Александровича Чернова» г.Воркуты. Учитель изобразительного искусства – Ситикова Алёна Вячеславовна.
Урок изобразительного искусства на тему «Гербы и эмблемы. Мой новый герб»
Тип урока урок открытия «новых знаний»
Форма урока индивидуально групповая
Практическое задание: декоративная работа в технике аппликация
Предметные цели урока: - продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства, расширение знаний на примере гербов, эмблем.
Деятельностная цель урока: формирование творческих способностей учащихся при создании «нового герба России»
Развивающие цели урока: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию.
Воспитательные цели урока: воспитывать такие качества, как толерантность и навыки работы в группе; воспитывать интерес к истории, уважение к культуре (символике своей страны), позицию гражданственности.
Зрительный ряд: изображение старинных и современных гербов (герб России, Коми Республики)
Оборудование для учителя: заготовки шаблоны различных образов (медведь, сова, лев, аист и т. д., звёздочки)
Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Материалы для познавательной деятельности учеников: инструкция по ТБ, памятки работы в группе.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности (1-2 мин). Цель этапа для учащихся выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности реализации учебной деятельности. Цель для учителя мотивация (самоопределения) к учебной деятельности.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
УУД, формирующие на данном этапе

1. Приветствие учителя. Выполнение дыхательной физминутки. Эмоциональное равновесие, настрой на учебную деятельность.
2. Эвристическая беседа о символике РФ.

Россия!
(слайд 1 - карта с названием страны)

Россияне!
(слайд 2 - россияне страны)
Язык, флаг, герб, гимн!
(слайд 3 - флаг, герб)

Историю, гимн, флаг, президента, герб, правительство, законы, достижения...




История страны - история, гимн музыка, культура мхк, правительство, законы-обществознание, герб, флаг-изобразительное искусство, язык русский язык, меры БЖ ОБЖ...
(слайд 4 история история отечества, язык русский язык, законы общество)
Герб!
(слайд 5 герб)
3. Постановка темы урока.
Создать новый герб!



Новый герб России!
(слайд 6 тема урока)
1. Приветствие учеников.
- Здравствуйте, ребята! Встаньте в спокойной расслабленной позе и глубоко шумно вдохните...,ещё раз...! Молодцы! Садитесь!
2. Сегодня наш урок я начну с необычного вопроса. Мы с вами живём в суверенном государстве, стране, которая носит название . Продолжите!
Верно! Полное название Российская Федерация.

Тогда мы с вами кто?

Что для нас является символом государственности, государственной власти, мощи нашей страны?

Что мы должны ещё знать о своей стране?
Огромное значение для страны имеют достижения в разных областях. Достижения в области космоса, медицины, науки, искусства всё это направлено на благо и развитие нашего государства. Чем можем гордиться

На каких учебных предметах мы изучаем всё это?







Какой символ изучает предмет «изобразительное искусство»?


Что можем сделать мы с вами на уроке изобразительного искусства, чтобы нашу работу можно было отнести к новым достижениям?

Какая тема нашего урока?

Регулятивные:
волевая саморегуляция
Личностные:
действия смыслообразования
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками



2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (5-7мин). Цель для учащихся осознание внутренней потребности и построения нового знания. Цель учителя подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
УУД, формирующие на данном этапе

1. Воспроизведение собственных знаний.

На гербе России изображён Двуглавый орел, в лапах скипетр и держава, на груди щит со всадником, а головы орлов увенчаны коронами.
Одна голова смотрит на восток, другая на запад, что символизирует связь европейской и восточной культур.


2. Знакомство с элементами герба РФ

(Слайд 7 - символы (эмблемы) герба РФ)








3. Обоснование использования элементов (размышления, предположения, рассуждения).
(Слайд 8 символы, эмблемы княжеской власти)

(Слайд 9 Георгий Победоносец)
Победу добра над злом!





(Слайд 10 гербы городов)

Они отражают особенности города!

Герб Воркуты изображение в дали шахты, а на переднем плане изображение белого оленя. (Слайд 11 герб Воркуты)
Богатство Воркуты уголь, редкие животные олень!


(Слайд 12 тема урока)
Она огромная, у нас во главе хороший президент, законы, достижения, достойная страна, свои герои.


(Слайд 13 характеристика страны )

1. Фронтальный опрос.

Что вы знаете о Гербе России?



А вы знаете что обозначают образы на гербе?

В законе о государственном гербе нашей страны записано: «Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольник, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми и над ними одной большой короной, соедёнными лентой. В правой лапе орла скипетр (жезл - один из почётных знаков носителя верховной власти), в левой - держава (символ власти монарха золотой шар с крестом или короной на верху). На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинотого навзничь... дракона»

2. Актуализация мыслительных операций.
На Руси существовали различные знаки (символы, эмблемы) власти. Среди них было и изображение сидящего на коне Георгия Победоносца, поражающего змея.
Что символизирует это изображение?

В Москве Георгия почитали как защитника, покровителя города. А вот двуглавый орёл появился благодаря царю Ивану III. В России герб города получал право на существование в том случае, если утверждался царем.



Что могут символизировать эмблемы на следующих гербах городов?



Вспомните как выглядит герб Воркуты?


Что отображает герб Воркуты?


Вернёмся же к нашей теме урока!

3. Фиксация возникших затруднений в обосновании значений символов (эмблем).
Чем гордиться наша страна?




Познавательные:
общеучебные умение структурировать знания, контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
логические анализ, синтез, выбор.
Регулятивные:
контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия пред его выполнением)


3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели (3-4 мин). Цель для учащихся осознание, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, определение пути выхода из затруднения. Цель учителя создание учебной ситуации, которая приведёт учащихся к решению учебной задачи.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
УУД, формирующие на данном этапе

1. Фиксация шага, на котором возникло затруднение.
Геральдика!

Герольды!
Геральдические рисовальщики!
(Слайд 14 - понятия)





1. Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
Как вы думаете, как называется наука об изучении гербов и эмблем?
Как называли человека, который изучал гербы?
А как называли людей, которые создавали гербы и эмблемы?
Рисунок герба создавали опытные рисовальщики в геральдической конторе, составляли его исходя из особенностей города: его истории, хозяйства, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города.

Сейчас у вас есть возможность побыть на уроке опытными рисовальщиками
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4. Проблемное объяснение нового знания (4-6 мин). Цель учащихся построение нового знания и формирование умения применять его при решении учебной задачи. Цель учителя организовать решение учебной задачи.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
УУД, формирующие на данном этапе

1. Формулировка цели.
Учиться!
(Слайд 15 гербы РФ, РК, Воркуты)

2. Уточнение возможности применения нового знания для решения учебной задачи.
Смысл символов. Особенности страны, достижения, особенности природы и т. д.
О символике цветов!
(Слайд 16 символика цвета)


(Слайд 17 - темы)
1. Подводящий диалог.
Чтобы создавать гербы надо этому ?
Чем мы и будем сейчас заниматься.

И всё то новое, что вы узнали сейчас вам понадобиться при выполнении работы.
Скажите, а цвет образов (символов, эмблем) на гербе выбирали мастера геральдики случайно или преднамеренно?
О чём необходимо помнить при выборе цвета?



2. Применение общего характера нового знания для решения заданий подобного типа.
Темы предложены на слайде.
Россия великая огромная свободная страна.
Россия страна добрых и любящих свою страну людей
Россия - страна мирного существования и безграничной силы
Россия страна лесов и полей, редких видов флоры (растений)
Россия страна редких животных и птиц
Россия страна чистоты, могущества и храбрости
Россия страна любви и благополучия
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
логические построение логической цепи рассуждений.
УУД постановка и решение проблемы поискового характера.

5. Самостоятельная работа. Цель для учащихся достижение цели пробного учебного действия. Цель учителя создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
УУД, формирующие на данном этапе

1. Самостоятельное выполнение задания применения нового способа действия.
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: последовательность действий.
(слайд 19)
(Слайд 19 темы, критерии)
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типового задания на новый способ действия
Прежде чем мы примемся за работу вспомним ПТБ при работе с ножницами.

У вас на столах находятся все необходимые материалы и инструменты для работы. Инструкции, как работать в группе. Шаблоны символов, цветная бумага для выбора, клей, ножницы, фломастеры при необходимости.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретной цели.

6. Рефлексия деятельности на уроке. Цель учащихся самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание границ применения нового знания. Цель учителя организация деятельности учащихся по рефлексивному анализу своей деятельности.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
УУД, формирующие на данном этапе

1. Просмотр и анализ выполнения работ.
Дети соотносят гербы с темами, доказывая тем самым, что выбор символов полностью раскрыл особенности страны.
2. Фиксация своих выводов и оценка практического задания.




1. Организация просмотра выполненных работ.
Представьте свои работы!


Вам нравятся эти работы? Какие чувства вы испытываете на данный момент?

Человек, который любит свою родину называется Любовь к своей родине это как называется...
Я горжусь тем, что в свои 11-12 лет вы способны выражать такие чувства к своей стране, как гордость, любовь и уважение!

Познавательные:
общенаучные умения структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
волевая саморегуляция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915