«Разнимус» и «Разумножить» — что это?


УДК 51;
Математика
Аннотация
Статья посвящена описанию опыта работы по применению творческого подхода к созданию математических знаков «Разнимус» и «Разумножить» и действий с ними во внеурочной деятельности по математике в пятом классе. Основное внимание автор акцентирует на то, что данный проект привлек обучающихся к исследовательской деятельности, что в свою очередь повлияло на рост интереса учащихся к изучению математики. Данная статья рекомендована к прочтению педагогам школьного и дошкольного образования.
Гилёва Ольга Сергеевна,
учитель математики,
МБОУ «Ямальская школа-интернат»
с. Яр-Салеoly_gileva@mail.ruОпыт работы по применению творческого подхода вовнеурочной деятельности по математике
«Разнимус» и «Разумножить» - что это?
В математике нет символов для неясных мыслей. 
Анри Пуанкаре
«На одном из уроков математики учитель предложил, в качестве творческого домашнего задания, подумать и придумать новые математические знаки. В результате, было предложено учащимися нашего класса, множество различных знаков, символов. Таким образом, учитель заинтересовал практически весь класс в разработке новых математических знаков. А что может быть важнее привлечения учеников к исследовательской работе, а значит к изучению математики» - такими словами начинала свою проектную деятельность ученица пятого класса Валерия.
И действительно, все так и было. Проблемная ситуация была создана при подаче домашнего задания, разрешением которой учащиеся занялись самостоятельно в домашних условиях при неограниченном количестве времени, что способствовало более обдуманному и глубокому решению. В результате, обучающиеся продемонстрировали такое разнообразие символов и знаков, причем, большая часть которых не взята из книг и на первый взгляд ни как не связанна с математикой, но разъяснения и утверждения учащихся приводят к пониманию того, что в каждом человеке заложена творческая жилка, не зависимо ни от чего. О глубине и ширине творческого потенциала наших детей, который необходимо как можно раньше целенаправленно развивать и применять, можно говорить бесконечно.
Продемонстрирую пример создания математических знаков ученицей пятого класса Валерией. Остановлюсь на практическом этапе. Начинала Лера с плана работы.
Пример.
План работы
1.Разработать математические знаки.
2.Дать название новым математическим знакам.
3.Разработать правила выполнения действий с этими знаками.
1. Разработка математических знаков
Как уже было сказано выше, математические знаки я придумала самостоятельно. Изначально вид у них был немного другой, но после такого требования, как простота в применении, в написании, быстрота запоминания мне пришлось подкорректировать эти знаки. В итоге, получились следующе символы: +• и |:
2. Названия для новых знаков
+• - этот знак получил название «Разумножить».
|: - этому знаку я дала название «Разнимус».
3. Разработка правил выполнения действий с этими знаками
34905957683500Рассуждала я таким образом: в математике существуют противоположные знаки: плюс и минус; умножение и деление. Действия сложение и умножение означают увеличение «на» и «в». Действия вычитание и деление означают уменьшение «на» и «в». Исходя из этого, я разработала правило для действия разумножить.
Правило для действия разумножить.
Для того чтобы выполнить разумножить с двумя числами, надо прибавить ко второму числу единицу и умножить на первое число.
Пример. 34+•5=34•(5+1)=34•6=204.
Правило для действия разнимус.
Для того чтобы выполнить разнимус с двумя числами, надо отнять от второго числа единицу, а затем разделить первое число на полученную разность.
Пример. 24|:5=24:(5-1)=6.
Конечно, чтобы получить эти правила, мне пришлось немало рассуждать, анализировать, менять. Но, думаю, результат того стоит.
292798510414000Каждый учитель знает, для того, чтобы интерес учащихся к математике стал устойчивым, необходимо ежедневно поддерживать его (на каждом уроке) и сколько времени при этом приходится затратить, а проведенный, автором данного проекта, мастер-класс «Новые математические знаки «Разнимус» и «Разумножить», привлек учеников к исследовательской деятельности, а значит, интерес к изучению математики растет. Тому доказательство - результат анкетирования (до и после мастер-класса).

Для меня, как для учителя, ценными стали слова Валерии: «В дальнейшем, я планирую продолжить исследовательскую деятельность по математике. И кто знает, может я когда-нибудь стану великим математиком!».