Доброе слово и кошке приятно


«Доброе слово и кошке приятно»
( правила вежливости)
Задачи:
- воспитание культуры речевого общения учащихся;
- знакомство учащихся с устойчивыми формами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, умения работать в группе, сотрудничать при работе в паре, находить выходы из спорных ситуаций.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Учитель: - Здравствуйте! Снова рада видеть вас. У меня прекрасное настроение, немного волнуюсь!
- Кто из вас хочет помочь мне в проведении классного часа.
- Спасибо. Сегодня мы начнем проведение мероприятий в форме коллективного творческого дела.
Учитель: Пословицу читаем хором. (смысл слов)
- Найдите главные слова в пословице (доброе слово, приятно)
- А вам нравится слышать добрые слова. А говорить другим людям?
- Какие проблемы будем обсуждать7 (Умеем ли мы говорить добрые, волшебные, золотые слова. Чему будем учиться?) Сначала мы должны их найти!!!
Учитель: Вы умеете ребята хранить секреты?
Дети: ДА!!!
Учитель: Если умеете, тогда заседание искателей волшебных, золотых слов считаю открытым!!
- Сегодня из массы – огромного количества слов мы будем выделять эти золотые слова.
- А для того, чтобы никто не узнал об этом, мы будем вести себя осторожно.
Релаксация – Физминутка.
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали
Тихо ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись.
И на место все уселись! ( Глазки закрыли. Слушаем тишину.)Учитель: Итак начинаем поиск слов - золотосодержащих еще их называют волшебными.
- Давайте сначала поищем ласковые слова, какими мамы обычно называют своих детей или обращаются к ним.
- какие ласковые слова знаете?
Дети отвечают: (Используют название сказочных героев, природные явления, животных) Солнышко, рыбка, сыночек, доченька, зайчик, зайка, принцесса, рыцарь, ласточка.
Учитель: Этими словами чаще всего пользуются ваши родные. Нам надо не только их добыть, как можно больше, но и запомнить их. Таких слов можно набрать больше 100.
(Дверь тихонько открывается и входит – сыщик)
Сыщик: А что это вы тут делаете?
Учитель: Ничего особенного, просто учимся говорить, играя.
Сыщик: Как это вы играете, если сидите?
Учитель: Смотрите – играем! Дети, слушайте внимательно и повторяйте. Кто ошибется – я перехожу к другому ученику.
Дети встают и повторяют скороговорки.
1.- Лена искала булавку,
Булавка упала под лавку!
2. У кошки ушки на макушке.
3.У Паши шахматы,
У Саши шашки.
4. На дворе трава,
На траве дрова.
5. Не руби дрова на траве двора.
6. Мама Милу мыла мылом.
7. Слушала старушка, как куковала кукушка.
8. Дом у дуба, дуб у дома.
Сыщик: Убедили! Играете! ( уходит)
Учитель: Это был сыщик, ( Они следят за всеми, слушают, подслушивают, делают выводы) А этот сыщик хотел узнать, не нашли ли мы золотые волшебные слова.
- Скажите, сколько ошибок в правилах вежливости он сделал?
Дети отвечают:
Юля: - Не постучался
Дима: - Не поздоровался
Ксюша: - Не попросил разрешения войти
Кирилл: - Не извинился, что прервал наше общение.
Лилэнд: - Не представился.
Юля: – Не попрощался.
Учитель: Какие вы молодцы! Кто из вас исправить все ошибки сыщика? ( Проигрываем ситуацию). Делаем вывод: Будем культурными и вежливыми.
Учитель: Итак, продолжаем поиски волшебных слов. Начинаем добывать золотые россыпи слов, которыми люди приветствуют друг друга.
Прошу выйти первую четверку учащихся и назвать слова-приветствия ( остальные дети слушают внимательно, чтобы заменить золотоискателя, если наступит пауза)
Дети отвечают:
Доброе утро, Здравствуйте, Рад встрече, Добрый день, Привет.
Учитель: Спасибо. Садитесь.
- Теперь следующая четверка. Вас прошу заняться добычей слов, которыми можно попрощаться. Начинаем.
Дети отвечают: Всего доброго, Всего хорошего, Спокойной ночи, Пока, пока!, В добрый путь, Приятно было с вами пообщаться, Доброго пути, Будьте счастливы.
Учитель: Спасибо за работу.
- А для следующей пары такое задание. –Надо обратиться с просьбой и попросить книгу.
Дети отвечают: Дай мне, пожалуйста книгу, Прошу тебя, если не трудно, Дай пожалуйста мне книгу, Не мог бы ты одолжить мне на время книгу. Будь так любезен, одолжи мне, пожалуйста книгу.
Учитель: Ну какие вы молодцы. Все правильно.
- А для вас у меня такое задание. Вас прошу заняться добычей слов благодарности.
Дети отвечают: Благодарю вас, Спасибо, Большое спасибо, Вы меня очень выручили, Я никогда не забуду того, что вы для меня сделали.
Учитель: Давайте найдем вежливые слова обращения к знакомому или незнакомому человеку.
Дети отвечают: Скажите пожалуйста, Будьте добры, Разрешите спросить, Будьте так любезны, Извините.
Учитель: Спасибо! Молодцы! Умнички!.С помощью этих слов можно даже грустному или очень обиженному человеку помочь вернуть настроение.
- Вы согласны со мной?
Дети хором: – Да!!
Учитель: А вот как говорят об этом пословицы!
- Чтобы радость дарить,
Надо добрым и вежливым быть.
Слово лечит, слово ранит.
Учитель: Предлагаю вам выполнить коллективное задание.
Пусть каждый напишет ( обведет: не все буквы еще выучили) одно из волшебных слов, громко его назовет и положит в сундучок! А если кто-то забудет и не будет ими пользоваться, пусть откроет сундучок, возьмет и вспомнит их!
Физминутка: Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали
Тихо ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись.
И на место все уселись! ( Глазки закрыли. Слушаем тишину.)Учитель: Теперь поиграем.
Игра называется «Вежливо-невежливо» ( на вежливое слово встать, на невежливое сидеть.)
- Поздороваться при встрече…
- Толкнуть и не извиниться…
- Помочь поднять упавшую вещь…
- Громко разговаривать…
- Обзывать обидными словами…
Учитель: Все молодцы!
Презентация «Вежливые слова» (через видиопроектор)
Вежливость- это умение вести себя, так, чтобы другим было приятно с тобой.
Что надо делать , чтобы каждому ученику в классе было хорошо и уютно?
( Быть добрыми и вежливыми по отношению к друг другу)
Итог классного часа:
Закончи предложение:
Я узнал…
Я понял…
Я решил…
Что понравилось в работе?
Что не получилось?
На этом заседание тайного общества искателей золотых слов считаю закрытым.