Урок литературного чтения «Орфей и Эвридика»


Тема урока: Знакомство с мифом «Орфей и Эвридика»ЦЕЛЬ урока: Создать условия для продолжения знакомства обучающихся с жанром древней литературы- мифом «Орфей и Эвридика»Задачи:Образовательная: продолжить знакомство с мифами как жанром, познакомить детей с мифом, объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения. Развитие усидчивости.Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, совершенствовать культуру младшего школьника.Оборудование: компьютер, интерактивная доска,карточкиНовые, ключевые слова: кифара, Орфей, Эвридика, пещера Тэнара, подземная река Стикс, Харон, Аид, Персефона, керы, Ламия, Эмпуза.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок
-Какой урок у нас сейчас с вами будет?
- Чем мы будем заниматься на уроке литературного чтения?
- Что бы вы хотели получить от урока?
-Что нужно для этого сделать ?-Желаю вам на нашем уроке совершить для себя новое интересное открытие. Получить только пятёрки
Максимум- знаний,
Максимум- старанья,
Так мы добьёмся успеха.
Дыхательная гимнастика
Разминка
*вдох носом, выдох через рот
*вдох, задержка дыхания, выдох
*вдох, выдох порциями
Артикуляция
*основных гласных(сочетания а-о,а-у,ы-и,э-а,и-о,аоуиэ,аиуоэ)
*сочетание гласных и согласных (же,че,ща,,тра,три)
*чтение согласных одного ряда (бкзстрмнвзршлнх, жлпфхчшбрптсткл)Работа над скороговоркой(сначала четкое медленное проговаривание, постепенное увеличение темпа, чтение хором)
«Три пары по паре Персей отсек»
Проверка домашнего задания
-Кто такой Персей?
-Какие подвиги он совершил?
Выразительное чтение мифа »Персей».
Звучит музыка «Арго»
Введение в новую тему
Легенды ,сказки, эпосы ,баллады-
Кто с детства их услышать не хотел
А на земле пленительной Эллады
Народ издревле тяготел
Истории оглядывая рифы,
Стремясь узреть грядущее в судьбе
Великие певцы слагали мифы
О мире ,о богах и о себе.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с мифами Древней Греции ,будем учиться понимать их, видеть внутреннее переживания и душевные ощущения героев.
Прочитайте название мифа.
Подготовка к восприятию текста.
-Давайте с вами познакомимся с героями мифа
( У ребят на парте лежат карточки с пояснением названий мифических героев наэкране появляются изображения этих героев)
Мифологический словарь
Орфей –фракийский певец. Он изобрел музыку и стихосложение.
Эвридика-нимфа ,жена Орфея.
Харон- перевозчик, который на челноке переправляет ,через реки подземного царства души умерших.
Аид – владыка подземного царства мертвых.
Персефона- ведает не только земным плодородием ,но владычествует над умершими предаваемыми земле ,жена Аида.
Гипнос-божество ,олицетворение сна.
Зевс –царь и отец богов и людей.
Физминутка для глаз
-Вы познакомились с героями мифа как вы думаете о чем может пойти речь в мифе «Орфей и Эвридика»
-Ребята вспомните какие правила чтения текста вы знаете (Читаем не торопясь, соблюдая интонацию и паузы в тексте)
Чтение текста учителем и подготовленными детьми .Обсуждение прочитанного- Какие чувства вызвало прочтения мифа «Орфей и Эвридика» ?-Что показалось особенно удивительным?
-Нарисуйте «картины» которые возникли у вас во время прочтения текста.
Работа над текстом
Давайте вспомним основные события мифа
Составление плана на доске
План
1. Орфей и Эвридика2. Смерть Эвридики.
3. Горе певца .4.Путешествие в страну мертвых.
5.Во дворце у Аида.
6.Просьба Орфея.
7.Путь на землю.
8. Память об Эвридике.
Динамичная физминутка.
В 1762 году композитор К.Ф.Глюк создал по сюжету греческого мифа музыкальное произведение –оперу ,которую так и назвал «Орфей и Эвридика»
-Скажите чем заканчивается миф?
- А как бы вы его закончили ?- В опере Глюка так и произошло. После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви. Счастливый конец был правилом в опере эпохи классицизма.
Прослушивание «Мелодии» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика Выборочное чтение отрывков на тему «Воздействие музыки на окружающий мир в произведении»
- Какие фрагменты мифа музыка помогла вам наиболее ярко представить себе? (переживания героя, описание музыки Орфея)
- Как нужно читать эти отрывки? Как мы можем голосом показать душевные переживания Орфея, которые изливает он в музыке? (медленно, печально, волнующе, с тоской, с горечью. .
- Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридике и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему?
Потому что оба эти произведения доказали, что они очень высокого художественного уровня. И тема любви вечна.
А кто желает познакомиться с взглядами древних греков на другие явления и факты человеческой жизни, может взять книги из библиотеки или воспользоваться книгами с нашей выставки.
Рефлексия
Посмотрим на «Карту успеха», достигли ли вы поставленной цели? Кто получил «4» и «5»- молодцы, а остальным надо подтянуться и в следующий раз получить положительную оценку.
- Кому сегодня на уроке было интересно нарисуйте на полях солнышко. А если вам не понравилось, то тучку.
Спасибо за урок, за активную работу.
Домашнее задание :нарисовать героев мифа, прослушать оперу Глюка «Орфей и Эвридика»