План-конспект открытого урока музыки в 3 классе по теме Музыка в театре. Сольные номера в опере

Что такое ария


Цель: Научить учащихся отличать арию от песни
Задачи:
Обучающие:
Сформировать у учащихся представление о характерных особенностях арии
Формирование умения анализировать вокальные произведения.
Развивающие:
Развитие критическое мышления школьников в процессе анализа исполнительской арии князя Игоря.
Развитие творческой активности учащихся.
Воспитательные:
Формирование нравственных качеств личности.
Воспитание любви и интереса к русской классической музыке.

Цель учеников: Научиться отличать арию от песни

Ход урока:

У: Приветствие. Ребята, урок музыки по традиции мы начнём с исполнения песни. Предлагаю исполнить песню «Мой щенок». Вспомните, как мы поём окончания, как правильно брать дыхание, и не забудьте про динамические оттенки. Ну и конечно нужно передать настроение песни. Готовы? (исполнение песни 3 м)
У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с номерами в опере. Но сначала необходимо проверить домашнее задание. Какое задание вы получили?
Д/З: Найти в словарях или интернете определение, что такое ария
У: Проверять Д/З вы будете друг у друга. Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания (1 м)
У: А теперь посмотрите на слайде правильное решение Д/З (на слайде таблица). Если у вас есть ошибки – исправьте. (1 м. Итого 6 м)

Как подвести детей к определению цели?
Они могут выдвинуть цели: 1. Узнать особенности арии
2. Узнать что такое ария
Я подвожу таким образом: Вы поставили замечательные цели. Но давайте разберёмся зачем мы получаем знания на уроке, ради самих знаний, чтобы узнать новое, или для того, чтобы уметь применять знания в жизни?
Д: чтобы применять в жизни.
У: тогда в какой ситуации нам должны помочь знания об арии?
Если у Д заминка с ответом или неверные предположения, подвести их к верному решению.
У: Представьте ситуацию – мы пришли на концерт вокальной музыки, конферансье забыл объявлять номера, какие знания помогут нам отличить арию от песни?
Д: Знания «чем отличается ария от песни».
У: так какую цель мы поставим на уроке? Чему должны научиться?
Д: Научится отличать арию от песни.
У: А что мы должны сделать для того, чтобы этому научиться? Т.е. какие поставим перед собой задачи?
Д: 1. Узнать, что такое ария
2. Узнать её особенности
3. Сравнить с песней
У: Итак, цель и задачи определены, будем их решать.
(Итого 10 м)
Основная часть:
Новый материал. Мы уже знаем, что ария – это законченный номер в опере. С каким жанром вокальной музыки схожа ария?
Д: С песней.
У: тогда почему, если ария похожа на песню, мы её всё же называем арией? Давайте разберёмся. Вспомните, что такое песня?
Д: Песня – это жанр вокальной музыки, который имеет куплетную форму. Главная задача куплета – передать информацию, которая подведет слушателя к названию песни. Куплет рассказывает историю и задает эмоциональный настрой. Куплет содержит сюжет, детали и действие.
У: Мы начали урок с песни «Мой щенок». Был в ней рассказ, действие? О чём рассказала песня?
3 м
-А теперь обратимся к арии. Где можно услышать арию?
=
-Что такое опера?
=

У: А теперь мы послушаем Арию князя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Но сначала расскажите, кто такой князь Игорь?
=
-Что с ним случилось?
=
-Послушайте, внимательно и определите, о чём рассказывает ария
=
-Тогда о чём поётся в этой арии?
=
-Какие чувства испытывает герой?
=
-Можем ли мы из арии узнать о характере Игоря, представить себе, какой он человек?
=
-Составьте портрет Игоря
-Рассказывает ли он о каких то конкретных событиях
=
-в какой форме написана ария

-Предлагаю сравнить песню и арию. Наша цель: найти отличия. Помогите заполнить таблицу













- В чём мы нашли различия?
=
-Так как же можно отличить арию от песни?


=
- Предлагаю дополнить ваше определение арии новыми сведениями. Ария это портрет героя. В арии раскрывается внутренний мир героя, его мысли и чувства.
- А сейчас у нас антракт. Предлагаю всем немного отдохнуть. Под замечательную, весёлую песенку «Динозаврик» мы попляшем. Вы можете повторять движения за мной, а если кто – то придумает свои движения – может поимпровизировать. 3 м

-Ребята, предлагаю игру, кто сумеет отличить арию от песни.
Закрепление (ОМС. EC_166P). Работа в группах (5 м)

-Итак, ещё раз повторим, как можно отличается ария от песни.
=
-Наступил момент подведения итогов нашему уроку, и я предлагаю вам ответить на вопросы:
Чему мы научились
Что вызвало затруднение
Что можно сделать, чтобы улучшить.
Достигли мы цели урока
-Как вы себя оцениваете, поднимите солнышко, кто считает, что приложил старание на уроке и работал хорошо.
=
-Спасибо, вы замечательно работали на уроке. Особенно хорошо проявили себя командиры групп. Все получают за работу отличную оценку.

Д/З:
1. Либретто оперы «Снегурочка»
Н.А. Римского - Корсакова
2. Творчество Н.А. Римского – Корсакова (интересные факты)

-И в завершении урока предлагаю спеть очень добрую и красивую песню, ведь приближается самый чудесный и светлый праздник наших мам и бабушек. Какую песню мы исполним?
= «Бабушка»
- Все настроились на нужный лад? Тогда поём.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Gђ Заголовок 115