Урок по теме: «Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм. Синонимы»



Технологическая карта урока русского языка в 2 классе
Учебный предмет: русский язык (2 полугодие)
Класс: 2
Дата проведения: 3 марта 2014г
Автор учебника: Учебник «Русский язык» В.В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е.В. Восторгова, 2013г
Тема урока: Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм. Синонимы.
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока: 45 минут
Место проведения: МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Учитель: Шебурова Т.Н, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Тема
Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм. Синонимы


Цели

Образовательные: познакомить с понятием «синонимы», учить находить сходство и различие слов синонимов, Способствовать развитию внимания, речи, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Формировать навыки работы в парах и группах,
воспитывать положительное отношение к учебе.

Планируемый результат
Предметные: уметь подбирать синонимы к словам.
Уметь ставить вопрос к словам
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия
Собственные имена; слова, отвечающие на вопросы кто? что?; слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? какие?

Межпредметные связи
Окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение, технология

Ресурсы:
- основные

- дополнительные
Учебник: «Русский язык» В.В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е.В. Восторгова, 2013г карточки со словарными словами предметные рисунки, тетради.
карточки со словами синонимами
- ноутбук, интерактивная доска

Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа










Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа


I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Откройте тетради, запишите: 
3 марта
Классная работа.



Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.



Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний


II.Каллиграфическая минутка. 3 мин

Написание строчной буквы эр .
На второй строчке напишите сочетание букв –оро-?
Обратить внимание на соединительный штрих. В каких словах встречается сочетание -оро-?

С чего мы обычно начинаем урок? Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы

III.Словарная работа
Слушают, отгадывают, записывают отгадку, объясняют написание.
Даёт задания детям.
1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз) На какую букву падает ударение? Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная) Запишите это слово. 2. Закончите стихотворение: Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”)
Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?
Кто автор стихотворения?
Запишите слово ребята. На какую букву падает ударение? Какую букву надо запомнить? Почему?


Актуализация опорных знаний (8 мин)
Цели:
актуализация умений распределять слова на группы;
организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

Записывают предложение с комментированием на доске
Корректирует работу детей.
. Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)
На какую букву падает ударение?
Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)
Запишите это слово.Составьте предложение с этими словами.(Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде. Тёплая одежда спасает ребят от мороза.) Одно предложение запишите в тетрадь.




Постановка учебной задачи
(2 мин)
Цели:
- опираясь на стихотворение, сформулировать тему урока.

Под руководством учителя определяют тему урока.
Проговаривают с помощью учителя цель и задачи урока.
Организует работу по определению темы урока.
Организует фиксирование во внешней речи цели урока.
- Какую цель вы поставите перед собой?
Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке



IV. Открытие нового знания
(3 мин)
Цели: - организовать работу по работу с текстом



Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Выполняют работу с соседом по парте.
Организует работу по определению предмета по описанию внешности



Организует парную работу
Что вы сейчас записали? (Предложение)
Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.) Чем текст отличается от предложения?
Рубрика “Давай подумаем”.
Прочитайте то, что записано на доске.
С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите. Физкультминутка
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы






V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(5 мин)
Цели:
- зафиксировать новое знание в речи
- организовать работу по алгоритму

Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Ответы учащихся.)
Малыши, дети, детвора.


Выполняют работу по алгоритму




Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.









Организует проговаривание каждого этапа алгоритма



Поработайте в парах над вопросами:
Чем отличаются тексты? Какой интереснее? Почему?
Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.
Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).
Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.
Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)
О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы. Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


VII. Физминутка.



Дует ветер, ветки гнёт, А потом затихнет. Вдруг деревья шевельнёт И совсем утихнет.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельно выполняют задание



Проверяют по эталону
Организует усвоение учениками нового способа действий


Организует проверку по эталону
Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.
Рассмотрите вначале рисунки. (см. рисунки 1-4)
Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова
Работа в группах. Проверка.
(На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть.
От каждой группы выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку).
Что объединяет эти слова и чем они различаются? (В каждой группе приведены
слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.


VII. Включение в систему знаний
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
Выполняют задание самостоятельно в тетради.



Выполняют самопроверку по эталону.






Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.


Организует самопроверку по эталону.







Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.
Упр. №2, стр. 41, часть 1.
Прочитайте задание.
Расскажите, что будете делать.
Как называются слова, записанные в скобках?
Что значит изменить форму слова?
Самостоятельная письменная работа.
Взаимопроверка.

Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста






Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.


VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.




По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.
- Какая тема нашего урока?
-Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, дополнив предложения:
Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Приложение к уроку. Выполнение задания в тестовой форме.
1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] холод [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] стужа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] мороз
2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] дети [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ребята [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] малыши
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ученик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] сосед[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] приятель
4. Отметь галочкой синоним к слову одежда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] пальто [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] наряд [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ткань
5. Отметь галочкой синоним к слову дом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] здание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] театр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] кухня
Проверка. (Правильные ответы открываются на доске).
У кого все ответы выбраны верно – поставьте себе “5”.
У кого четыре правильных ответа – поставьте “4”.
Остальным нужно будет ещё раз внимательно прочитать то, о чём написано в рубриках, которые мы сегодня изучали и поработать над этим тестом ещё раз.
Х. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...
Задайте вопросы по теме урока классу.
ХI. Д. з.: правило на стр. 40-41.

15