Математика Задачи на уменьш.числа в неск.раз


Математика 3 классЗадачи на уменьшение числа в несколько раз(учебник, с. 38; рабочая тетрадь, с. 19; диск)
Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений решать текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз с опорой на схематический рисунок, составлять и решать задачи, обратные данной, определять верные и неверные неравенства
Тип урока Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз с опорой на схематический рисунок, составлять и решать задачи, обратные данной, определять верные и неверные неравенства.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://festival.1september.ru/articles/505197
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины Задачи на уменьшение числа в несколько раз
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Смекай, считай, отгадывай.
Пусть победит смекалка.
Думай, пробуй и ищи,
Будет трудно – не пищи! Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Фронтальная, индивидуальная К – планируют учебное сотрудничествос учителем и сверст-никами.
Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Наблюдение учителя за организацией рабо-чего места
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Показывают выполненную домашнюю работу. Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средст; Устные ответы,наблюдения учителя, выполненные задания
2. Целеполагание. Сообщает тему и цели урока. Внимательно слушают. 3. Устный счет Игра «Да или нет».
– 18 больше 9 на 9?
– Сумма чисел 54 и 50 равна 4? Отвечают на вопросы. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
– За числом 74 следует число 73?
– 97 меньше 60 на 37?
– Если к 51 прибавить 9, получится 60?
– Разность чисел 78 и 30 равна 40?
– 52 больше 30 на 22?
– Если 24 разделить на 3, получится 6?
– В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является «лишним»? вольно строят речевые высказывания; подводят под понятие.
Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; используют математические термины, символы и знаки.
К – конструктивно разрешают конфликты; учитывают интересы сторон и сотрудничают с ними.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием – Какое число «лишнее» (на поляхучебника)?
Называют «лишним» число 30, так как оно не делится на 4, а все другие числа делятся на 4 III. Изучение нового материала 1. Практи-ческая работа: раскрытие смысла выражения «в 2 (3, 4…) раза меньше». – Положите слева 8 кружков, а справа в 4 раза меньше. Таким образом, если справа в 4 раза меньше кружков, чем слева, то слева в 4 раза больше, чем справа, то есть 4 раза по столько кружков, сколько должно быть справа; значит, чтобы узнать, сколько будет кружков справа, надо 8 кружков разделить на 4 равные части и взять столько кружков, сколько их в одной части; справа надо положить 2 кружка. Выполняют задание. 2. Знакомство со ста- – Откройте учебник на с. 38 Читают объяснение в учебнике (вверху) Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
тьей учеб-ника IV. Закрепление изученного мате-риала Решение
задач. № 1 (1 – I вариант, 2 – II вариант).
– Сравните решение задач (1) и (2).
– Какое действие использовали при решении 1-й задачи? 2-й задачи?
Вывод: число, которое меньше в 3 раза, чем данное, находят делением, а число, которое меньше, чем данное, на 3 единицы, находят вычитанием. Выполняют рисунок на доске и в тетрадях, используя образец учебника, записывают решение. Физкультминутка Организует проведение физкультминутки Выполняют упражнения согласно инструкции учителя V. Практическая деятельность 1. Повторение изученных случаев умножения и деления. – Выполните задание № 6. Записывают таблицы умножения на 3 и 4, сверяют их с таблицей на обложке учебника. Фронтальная, индивидуальная П – используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказыва-ния, логические це-почки рассуждений, Устные ответы,записи в тет-ради
2. Сравнение выра-жений. № 2.
4 · 7 + 4 = 4 · 835 – (5 + 7) < 30
3 · 8 + 3 < 3 · 948 + (14 – 12) = 50
36 : 4 < 3627 : 3 < 10 Должны объяснить, верно ли каждое из данных равенств и неравенств. 3. Самостоя-тельная работа. – Самостоятельно выполните задания № 3–4. Решают уравнения. Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
4. Работав тетради
на печатной основе. – В рабочей тетради выполните задания № 36–37 на с. 19 Выполняют вычисления доказательства.
Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; используют критерии для обоснования своего суждения 5*. Задания из электронного при-ложения к учебнику VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-ностиОбобщение полученных на урокесведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Чему научились на уроке?
– Какой материал повторили?
– Где и когда вы можете применить свои знания на практике? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету Устные ответы
VII. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 38, № 5.
Рабочая тетрадь, с. 19, № 34–35 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют учебные задачи