Урок, конспект, системно — деятельностный подход на уроках биологии.Тема Внутреннее строение млекопитающих



Тема:
  « Особенности внутреннего строения млекопитающих» 7 класс


цель:
раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных


задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения млекопитающих; найти черты сходства и различия с ранее изученными классами; выявить прогрессивные черты  внутреннего строения
Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебной информацией; развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Воспитательные:
способствовать развитию коммуникативных компетенций и рефлексивных умений учащихся.


тип урока
урок изучения нового материала 


Формы и методы организации учебной деятельности
фронтальная работа
индивидуальная работа - ТРИЗ
работа в малых группах - проектная деятельность

Оборудование:
таблицы, отражающие строение внутренних органов млекопитающих и влажные препараты, скелет кошки


План урока:

1.Организационный момент.
2.Активизация познавательной деятельности.
3. Работа в малых группах.
4.Презентация самостоятельной деятельности каждой группы.
5.Закрепление
6. Выводы по уроку.
7.Домашняя работа






Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1.Орг. момент
Приветствие, подготовка класса к работе




2. Актуализация
1.(Совместное определение темы и цели урока)
-Птицы и млекопитающие достигли большого успеха в освоении наземно- воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Они встречаются с арктических широт до экваториальны. Какие общие черты их организации этому способствовали?
-Особенности внешнего строения мы уже изучили, значит, сегодня мы должны изучить .
2.Проверка д/з.
1.Заполнить схемы
2.Найдите смысловые ошибки и исправьте их.
1. У лошадей часто случается перелом ключицы. 2. У жирафа в 5 раз больше шейных позвонков, чем у носорога.
Задача №1.
«Задержанный показывал, – докладывал инспектор, – что в тот майский день провел за городом, гулял со своей собакой. Он хорошо помнит, что именно в этот день встретил в лесу лося с удивительно красивыми большими рогами; помнит, что набрал букет ландышей, васильков и ромашек, отдохнул под цветущей липой, а возвращаясь домой, очень спешил, так, что и он сам, и его собака вспотели...»
– Все ясно – сказал майор. – Задержанный врет по всем пунктам, у него и собаки-то никогда не было. На чем основано заключение майора?

Проверка домашних ТРИЗ Морщины у слона
Поверхность тела слонов чрезвычайно морщиниста, причем у африканских слонов морщин много больше, чем у индийских. Чем это обусловлено?
Шуба белого медведя
Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой, - очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. Как устроена шуба медведя?



Ответ учащихся (особенности внешнего и внутреннего строения)




3. Работа в группах


Напомните план изучения данной темы урока ..
Сегодня ваша работа будет заключаться в том, чтобы разобрать строение внутренних органов самостоятельно, работая в группе как коллективно, так и самостоятельно. Работа в группе (6 групп) составление опорного сигнала.
Пользуясь учебником, тетрадями или материалом принесённым вами,  найдите информацию и составьте опорный сигнал. Работаем 6- 8минут, затем представляем работу группы около доски.
 2 консультанта (учащиеся высокого уровня обученности ) - при необходимости помогают группам и при этом делают вывод после ответа групп – какие особенности внутреннего строения отличают млекопитающих от остальных классов хордовых, какие изменения произошли в отличие от пресмыкающихся.





Ответ - пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, система органов размножения


Составляют ОК
1 группа - пищеварительная система (значение, строение,)
2 группа – дыхательная система
3 группа - кровеносная система (строение, значение)
4 группа -выделительная система
5 группа – нервная система
6 группа - система органов размножения
(каждый лист своей цветовой гаммы

4.Презентация своей работы
На доску прикрепляется опорный сигнал. От каждой группы вызывается по два представителя
Последними выступают консультанты

Последовательно компонуются части ОК на доске в единый блок – позволяет увидеть информацию целостно, сформировать её в систему, проследить в то же время её развитие. Отвечают около доски двое с группы -один из учащихся объясняет значение системы органов, другой – особенности строения.


5.Закрепление
















6.Подведение итогов урока




Итак, поставленная цель достигнута.
1. Заполните пробелы.
Привет. Я – кролик, представитель класса _____. К названию моего класса – «Млекопитающие» – нельзя добавлять частицу «ся» (как в слове пресмыкающиеся), потому что млекопитающие питают молоком не сами себя, а _____. Наша кожа состоит из _____ , ____ и _____. На коже располагается _____ покров. В коже находится много желез: _____, _____, _____. _____, Дышу я при помощи _______, в которых много _______. Кровеносная система представлена ______ и ____. Сердце у меня _______. Жидкие продукты обмена веществ удаляются через _______. Нервная система у меня сложная. ЦНС представлена _______ и ________. ПНС представлена _____, _______ и _______.В головном мозге самый крупный отдел_____, У меня хорошо развиты органы чувств такие как ____,______,____,____. Зимы я не боюсь т.к. у меня происходит_______ и я __________ животное.
Залача № 1 Защита крестьянского двора.
Сибирь. Гражданская война. В любой момент в село может нахлынуть вооруженная конница. Их цель - продовольствие. Правда - одно хорошо - быстро нахлынут, но и быстро схлынут. Как рачительным хозяевам не допустить непрошеных гостей на лошадях на свой двор? Вооруженные действия бессмысленны - в бою налетчики более умелые.

Домашнее задание
Объяснить, почему корова постоянно жуёт ( для этого изучить строение желудка жвачных животных) п.52 изучить, опорный сигнал




Рабочий лист


















° Жители натирали ворота медвежьим салом - лошади храпели, упрямились и не шли во двор - боялись запаха медведя.






















Рабочий лист
Проверка Д/З
1.Заполнить схемы















































2.Найдите смысловые ошибки и исправьте их.
1. У лошадей часто случается перелом ключицы. 2. У жирафа в 5 раз больше шейных позвонков, чем у носорога.


3.  Задача « На чем основано заключение майора?»

«Задержанный показывал, – докладывал инспектор, – что в тот майский день провел за городом, гулял со своей собакой. Он хорошо помнит, что именно в этот день встретил в лесу лося с удивительно красивыми большими рогами; помнит, что набрал букет ландышей, васильков и ромашек, отдохнул под цветущей липой, а возвращаясь домой, очень спешил, так, что и он сам, и его собака вспотели...»
– Все ясно – сказал майор. – Задержанный врет по всем пунктам, у него и собаки-то никогда не было. На чем основано заключение майора?

!!!!!Задача № 1 Морщины у слона
Поверхность тела слонов чрезвычайно морщиниста, причем у африканских слонов морщин на много больше, чем у индийских. Чем это обусловлено?

!!!!!Задача №2 Шуба белого медведя
Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой, - очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. Чтобы полнее использовать солнечное тепло, медведю следовало бы иметь черную шкуру, которая поглощает солнечные лучи. Как устроена шуба медведя?


Закрепление. 1. Заполнить пробелы.
Привет. Я – кролик, представитель класса _____ . К названию моего класса – «Млекопитающие» – нельзя добавлять частицу «ся» (как в слове пресмыкающиеся), потому что млекопитающие питают молоком не сами себя, а ________. Наша кожа состоит из _____ , ______ и _______. На коже располагается ________ покров. В коже находится много желез: _____, _____, _____, Дышу я при помощи _______, в которых много ________. Кровеносная система представлена ________ и _________. Сердце у меня ________. Жидкие продукты обмена веществ удаляются через ________. Нервная система у меня сложная. ЦНС представлена _______ и ________. ПНС представлена _____, _______ и _______.В головном мозге самый крупный отдел_______, У меня хорошо развиты органы чувств такие как _______,_______,_______,________. Зимы я не боюсь т.к. у меня происходит_________ и я __________ животное.
!!!!!Задача № 3 Защита крестьянского двора.
Сибирь. Гражданская война. В любой момент в село может нахлынуть вооруженная конница. Их цель - продовольствие. Правда - одно хорошо - быстро нахлынут, но и быстро схлынут. Как рачительным хозяевам не допустить непрошеных гостей на лошадях на свой двор? Вооруженные действия бессмысленны - в бою налетчики более умелые...
Домашнее задание :Объяснить, почему корова постоянно жуёт ( для этого изучить строение желудка жвачных животных) п.52 изучить, знать опорный сигнал

Грудная клетка

Отделы позвоночника

Верхняя конечность

Отделы скелета млекопитающих




Нижняя конечность




15